Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Крутой поворот

[15:59 22 апреля 2010 года ] [ Газета 2000, 22 апреля 2010 ]

21 апреля войдет в историю, по-видимому, не только как переломная дата в украинско-российских отношениях. Договор о продлении пребывания российского Черноморского флота в Севастополе еще на 25 лет стал знаковым для будущего всей системы международной безопасности.

Отнюдь не только удешевление газа на треть его стоимости Украина получает теперь. Хотя благодаря этому отечественная промышленность уже вскоре сможет восстановить основные конкурентные преимущества, утраченные в прошлые годы, а наша экономика в целом — начать выходить из кризиса.

Теперь можно говорить, что между двумя странами начался качественно новый этап взаимоотношений.

“Я сегодня приземлился в Харькове и поймал себя на мысли, что практически пять лет не был у вас в гостях, — сказал российский президент в начале встречи с украинским коллегой. — Перерыв в контактах на высшем уровне — показатель резкого охлаждения отношений, но не мы были его сторонниками”.

После того, как сенсационная новость о продлении присутствия ЧФ России в Севастополе до 2042 года была оглашена (несмотря на появившуюся в последние недели утечку информации на сей счет, до конца не был ясен формат и сроки возможных договоренностей по флоту), из пояснений самого Виктора Януковича наиболее знаковым, пожалуй, стало следующее. “Украина хочет найти свое место и получить соответствующие гарантии коллективной безопасности”, которые, по словам украинского президента, были определены соглашением по ядерному разоружению Украины еще в 1994 г. И сегодня Украина напрямую связывает вопрос пребывания ЧФ РФ на своей территории “в контексте формирования системы коллективной европейской безопасности”.

“Мы понимаем, что Черноморский флот будет одним из гарантов безопасности стран Черноморского бассейна”, — подчеркнул Янукович.

Украина, по его словам, поддерживает инициативу президента РФ о рассмотрении новой концепции европейской системы коллективной безопасности. Действующие системы безопасности, очевидно следует из слов Януковича, — в том числе и такие, как НАТО или ОБСЕ, — не в полной мере отвечают интересам всех стран континента и нуждаются в пересмотре международным сообществом.

“То, что сделали мы с Виктором Федоровичем, — это реальные партнерские шаги. Это шаг, который мы очень давно ждали. Именно в таких действиях проверяются истинные намерения соседей, друзей, родственников, близких нам стран. Украина этот шаг совершила, как и Россия, — сказал в свою очередь Дмитрий Медведев. — Эта мера также может рассматриваться в контексте той инициативы по поддержанию европейской безопасности, которая была выдвинута Россией в 2008 году”. Гарантированное присутствие российского флота на Черном море, подытожил российский президент, “создает необходимый баланс интересов для всех участников причерноморских отношений, прежде всего для России и Украины”.

Скидка на $40 млрд.

Итак, соглашение, подписанное президентами в Харькове, пока не вступило в силу и подлежит ратификации национальными парламентами. Судя по заявлениям обеих сторон, Янукович и Медведев договорились провести эту ратификацию одновременно.

Уже в среду вечером стало известно, что договор будет рассматриваться парламентами обеих стран во вторник, 27 апреля. Спикер Госдумы России Борис Грызлов заявил: “Подписание президентами России и Украины соглашения, продлевающего пребывание Черноморского флота на территории Украины, — событие, которое, безусловно, имеет огромное значение для обеспечения стратегической безопасности и стабильности не только в Черноморском регионе, но и во всей Европе. Учитывая особую значимость вопроса... мы договорились, что российские и украинские парламентарии будут стремиться провести синхронную ратификацию данного соглашения”.

Вслед за Грызловым последовало заявление Владимира Литвина, из которого стало ясно, что коалиция с принятием подписанных в Харькове соглашений медлить не намерена. “Нам нужно принимать бюджет с учетом нового ценового фактора”, — пояснил глава украинского парламента. Однако в целом, по его словам, договоренности с РФ являются чрезвычайно выгодными для нашей страны, так как с учетом 30%-ной скидки украинская экономика в ближайшие 10 лет оставит в своем распоряжении по меньшей мере около $40 млрд., которые в противном случае могли уйти на оплату импортного топлива. Эта сумма, по мнению Литвина, станет очень ценным инвестиционным ресурсом.

Более того, сейчас за пребывание ЧФ России Украина ежегодно получает символическую плату в $97,7 млн. в счет погашения старого газового долга на сумму $2,3 млрд. “Если сделать расчет, то где-то $1,2 млрд. Украина будет получать ежегодно за временное пребывание ЧФ на военных базах Украины”, — подчеркнул украинский спикер.

Новость о продлении базирования российского флота в Крыму в НАТО восприняли весьма спокойно. Так, официальный представитель альянса Джеймс Аппатурай назвал подписание соглашения исключительно двусторонним делом России и Украины.

Один из влиятельных западных экспертов Аманда Пол (Европейский политический центр) комментарии представителей Запада пояснила просто: “Многие не удивлены, что президент Янукович позволил русским оставить свой флот — он ведь никогда не говорил, что не позволит России продолжать держать ЧФ в Севастополе. Многие ожидали, что это случится”.

60% — за Черноморский флот

Несмотря на вполне прогнозируемую реакцию нынешней оппозиции, уже обвинившей Януковича в “сдаче национальных интересов”, среди граждан страны пребывание российского флота в Крыму вопросов не вызывает.

Одно из последних социологических исследований на тему отношения украинских граждан к вопросу пребывания ЧФ в Севастополе было проведено компанией Research & Branding Group в марте. Согласно результатам опроса, более 60% респондентов в целом положительно оценивают продление срока пребывания российского флота. 18% из них готовы согласиться на продление пребывания ЧФ в Севастополе без каких-либо условий. 43% согласны с продлением сроков, но при условии предоставления экономических преференций Украине со стороны РФ. 22% опрошенных хотят, чтобы Россия непременно вывела флот из Севастополя в 2017 году, а 16% граждан затруднились с ответом (“Интерфакс-Украина”).

Так или иначе, но в условиях, когда страна испытывает экономический кризис и острую необходимость стимулирования (и даже сохранения) собственной промышленности, шаг навстречу России в стратегическом для нее вопросе ЧФ для большинства граждан Украины вполне логичен. Если бы договоренностей по газу не удалось достичь, населению грозило бы почти двукратное повышение жилищно-коммунальных тарифов. Вице-премьер Сергей Тигипко в среду утром пояснил: снижение цены на российский газ (с нынешних $334 до $230 за 1 тыс. м. куб.) позволит вообще не повышать тарифы для населения и теплокоммунэнерго.

В свою очередь руководитель группы советников главы Нацбанка Валерий Литвицкий считает, что снижение стоимости газа может оказаться едва ли не самым эффективным антикризисным средством как для украинской промышленности (прежде всего химии и металлургии), так и для всей экономики. “Снижение цены на газ до уровня немногим более $200 за 1 тыс. кубометров улучшает перспективы динамики основной макроэкономической пары в Украине — инфляции и ВВП, — отметил банкир. — Эти цены улучшают перспективы экспорта, в том числе химии и металлургии. Это подставит плечо всему нашему экономическому росту”.

Более того, по мнению представителя НБУ, договоренности в Харькове теперь позволяют Украине принять вполне сбалансированный госбюджет, в котором будет заложено больше свободных ресурсов на антикризисное стимулирование. А в отношениях с МВФ Украина теперь может продолжать диалог с куда более выгодных для себя позиций.

Наконец более дешевый газ для Украины будет означать укрепление позиций гривни и значительный приток свободных валютних ресурсов. $3—4 млрд., которые уже по результатам этого года останутся внутри национальной экономики, — все же очень существенно для внешнеторгового сальдо нашей страны.

Внезапно сплотившись

Теперь становится понятным и то, что имел в виду Виктор Янукович, говоря о “крутом повороте” в отношениях с Россией в интервью “Интерфаксу” накануне своего первого визита в Москву 5 марта с. г.

Нынешним соглашением украинское руководство подтвердило, кто на деле является стратегическим партнером нашей страны. И кто — противником такого партнерства.

Как и следовало ожидать, харьковские договоренности объединили до сих пор разрозненную оппозицию в порыве критики соглашений с РФ. Юлия Тимошенко уже через пару часов после встречи Януковича и Медведева провела брифинг, на котором заявила, что, дескать, фракция ее имени начинает сбор подписей за проведение внеочередной сессии парламента, на которой депутаты должны затребовать от правительства детальный отчет о сути и мотивах подписанных соглашений.

По мнению экс-премьера, вся информационная кампания, направленная на пересмотр газовых контрактов, на самом деле “была лишь прикрытием для заключения соответствующих соглашений по ЧФ”. Более того, ЮВТ призвала лидеров оппозиционных партий скорей сплотиться и начать подготовку “соглашения о защите национальных интересов”.

Несколько позже ряд депутатов БЮТ и “Нашей Украины” заявили, что поскольку соглашения, подписанные Януковичем в Харькове, якобы являются прямым нарушением Конституции, оппозиция имеет все основания инициировать импичмент президенту. С непривычно жесткими обвинениями в адрес Януковича выступил и лидер политической партии “Фронт перемен” Арсений Яценюк, и глава группы “Единый центр” Виктор Балога, и глава комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Гриценко (НУНС).

“За скидку в цене на газ Янукович превращает Украину из суверенного государства в Юго-западный территориальный округ России, — сказал Гриценко. — Избранный президентом, хотя и голосами преимущественно юго-восточной Украины, но все же — Украины, отныне Янукович сам лишил себя права называться главой Украинского государства”.

ЧФ России как гарантия Украине

Несмотря на аргументы оппозиции по поводу якобы нарушения норм действующей Конституции, на самом деле подписанные в Харькове соглашения юридически чисты и имеют достаточное обоснование.

Во-первых, стоит напомнить, что все-таки ни в одном из положений украинской Конституции конкретно не указан предельный срок временного пребывания ЧФ РФ на территории Украины.

Во-вторых, согласно действующему соглашению по ЧФ от 1997 г., странами был предусмотрен механизм автоматического продления его действия на следующие 5 лет. Соглашение считается аннулированным, только если одна из сторон заявит о желании выйти из него. Иными словами, говорить о том, что 28 мая 2017 г. — это та самая дата, когда ЧФ России должен неминуемо покинуть Севастополь, юридически некорректно.

Украина в результате новых соглашений, безусловно, выигрывает экономически. В распоряжении государства и бизнеса остается очень немалый денежный ресурс.

Россия в свою очередь, несомненно, выигрывает стратегически — сохраняя присутствие в Севастополе на ближайшие три десятилетия, РФ реализовывает собственные геополитические и оборонные цели. Конечно, учитывая заявление российского президента Медведева о том, что скидка для Украины привязана к арендной плате России за пребывание флота в Крыму, газовый контракт теперь по сути напрямую привязан к внешнеполитической и военной стратегии Киева.

Однако главный камень преткновения между сторонниками и противниками достигнутого компромисса с РФ, пожалуй, в следующем. Чем все-таки является факт присутствия ЧФ РФ на Черном море — угрозой национальной безопасности и интересам Украины или наоборот — фактором укрепления авторитета нашей страны на международной арене, гарантией от претензий третьих стран?

Подписанное экс-премьером Юлией Тимошенко газовое соглашение до сих пор полностью удовлетворяло российскую сторону. У Москвы не было никаких мотивов добровольно идти на уступки в этом вопросе. И только столь существенный компромисс геополитического характера, предложенный украинской стороной, смог привлечь внимание россиян.

У украинской же власти это был, пожалуй, единственный шанс на спасение национальной экономики и обретение финансовой стабильности. По условиям действующего контракта Украине в недалеком будущем предстояло столкнуться с очередным повышением импортных цен и пересмотром всех внутренних тарифов, в том числе для населения. В такой ситуации у правительства Азарова просто не осталось никаких иных рычагов удержания экономики на плаву, как идти на компромисс в достаточно важном для России вопросе Черноморского флота.

Безусловно, нынешняя оппозиция может сколь угодно обвинять команду Януковича в “продаже национальных интересов”, под таковыми подразумевая все что угодно. Тем более, что по большому счету, если бы не предшествовавший пятилетний период правления режима Ющенко — Тимошенко, нынешняя цена вопроса для нашей страны, безусловно, была бы иной.

Однако то, что в действительности может называться сдачей “национальных интересов” — утрата стратегического партнера в лице одной из крупнейших и уважаемых держав мира, уступка позиций на крупнейшем рынке сбыта для нашей страны, наконец, кабальные условия договора по газу в 2009 году — все это произошло задолго до прихода Януковича к власти.

Договор по Черноморскому флоту, этот важный стратегический шаг президента, конечно, несет ему определенный риск недоверия на Западе. А ведь новому президенту, только-только начавшему свою каденцию, такое ни к чему. Но, по-видимому, ситуация в государственной казне на сегодня такова, что ждать окончательного решения этого вопроса до 2017 г. власть просто не может себе позволить.

Для российской же стороны нужны были весомые гарантии соблюдения ее интересов в регионе, при этом непременно на долгосрочной основе. Ведь для РФ нет явных гарантий того, что даже при условии нынешних “ценовых” уступок (дотаций) для Украины, через очередные пять лет кабинеты на Банковой и Грушевского не займут те, кто располагался в них еще совсем недавно, и кто вновь не попытается выдавить российский флот из Крыма.

Наконец, новый договор по Черноморскому флоту окажет и, как видим, уже оказывает огромное влияние прежде всего на внутриполитическую ситуацию в Украине. Как бы президент ни старался позиционировать себя в качестве лидера “обеих частей Украины”, натиск на него теперь будет только нарастать.

В условиях, когда разрозненная до сих пор оппозиция переходит к открытой идеологической борьбе с властью, между “регионалами” и разными группами влияния в НУНС теперь вряд ли возможен какой-либо прочный даже тактический союз. Перманентное расширение коалиции может застопориться, если не пойти вспять. И хотя последнее маловероятно, прогнозы о возможном расширении состава коалиции до “конституционного большинства” с этого дня становятся абсолютной утопией.

В ситуации нарастающей неустойчивости в парламенте, внутри коалиции, видимо, существенно возрастет влияние Компартии — единственной политсилы, последовательно выступающей за сближение с РФ, на которую президент действительно может опереться в ближайшем будущем.

Таким образом реакция на Харьковское соглашение окончательно прояснит, кто в украинском политикуме искренние друзья России, а кто является последовательными русофобами. Думается, что вслед за решением о продлении аренды базы в Севастополе в список “сдачи национальных интересов” оппоненты Януковича запишут и соглашение в сфере атомной энергетики и т. п. Атака на президента резко усилится и будет принимать знакомые нам по “оранжевому перевороту” формы.

И Янукович, и оппозиция, что называется, перешли Рубикон.

Справка

По базовому соглашению между Украиной и Россией о разделе Черноморского флота, в украинских территориальных водах может находиться группировка кораблей и судов ЧФ численностью до 388 единиц (из них 14 подводных дизельных лодок).

Корабельный состав ЧФ России в Севастополе сегодня насчитывает около 50 единиц, в том числе ракетный крейсер “Москва”, две подлодки, два больших противолодочных корабля, три сторожевых, а также малые ракетные, десантные, разведывательные корабли и спасательные суда. Большинство из них отслужили по 20—35 лет. Однако чиновники ВМФ России, ссылаясь на то, что сроки пребывания российского флота в Крыму будут продлены, неоднократно информировали о возможном изменении уже в ближайшие годы состава и численности военно-морских сил РФ в Севастополе.

Так, на ЧФ ожидались поставки нескольких новых корветов проекта 20 380, а также подводных лодок проекта 677 типа “Лада” и модернизированных субмарин проекта 877 типа “Варшавянка”.

Сергей БУРЛАЧЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.