Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Кремль угодил в собственный информационный капкан

[08:47 04 ноября 2015 года ] [ Деловая столица, 3 ноября 2015 ]

Москва пытается найти приемлемую теорию катастрофы аэробуса над Синаем. Но выбирать придется лучшее из худшего.

Российская пропаганда мечется в поисках удобной — хоть бы и негласной — версии падения российского самолета в Египте. Правдивость версий, поиск реальных причин аварии, душевное состояние родственников погибших, опознание тел, поиск виновных — всё это в России не волнует никого. Катастрофу там рассматривают как кусок сочного мяса: есть информационный повод, его надо приготовить и подать публике наилучшим образом. А трупы — после фото и видеосессии, которую нужно сохранить для архива — вдруг пригодится? — лучше всего кремировать и похоронить в общей могиле, не тратясь на опознание каждого в отдельности.

Что, собственно, случилось?

Самолет А-321 российской компании “Когалымавиа” с 217 пассажирами и семью членами экипажа на борту разбился в субботу, 31 октября, на Синайском полуострове, выполняя чартерный рейс из египетского Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Выживших нет.

“Когалымавиа” — проблемная компания, балансирующая на грани банкротства. Входит в холдинг Tourism Holding & Consulting — то есть, специализируется на перевозке российских туристов, со всей спецификой, присущей перевозке этого контингента. У компании крупные долги перед наземными службами и судебные иски по этому поводу. Есть ещё три таких же А-321, которые пока летают.

Все самолеты компании, естественно, не новые. Разбившийся А-321, который, по уверению руководства “Когалымавиа”, был просто лялечка — производства 1997 года. Ранее сдавался в лизинг компаниями ILFC, Onur Air, IST-DAM 3 и AerCap и находился в эксплуатации у компаний Middle East Airlines (Саудовская Аравия), Onur Air (Турция), Saudi Arabian Airlines (Саудовская Аравия) и Cham Wings Airlines (Сирия). Две из них брали самолет у лизинговых фирм несколько раз: Onur Air — четырежды, пересдавая другим компаниям, Saudi Arabian Airlines — дважды. Бурная карьера борта завершилась в “Когалымавиа”, которая получила машину от лизинговой компании ILFC 30 марта 2012 года. Впрочем, 18 лет для российского лайнера — возраст совсем небольшой.

Выполняя полет на крейсерской высоте около 9000 м А-321 неожиданно стал резко терять и набирать высоту, временами снижаясь со скоростью 1,8 км в минуту и снова поднимаясь, а за 24 секунды до ухода с радаров снизил скорость с 870 до 130 км/ч, после чего, естественно, просто упал, поскольку лететь на такой скорости А-321 не может в принципе. Собственно говоря, это всё, что достоверно известно. Остальное — версии.

Что и кому выгодно

Здесь начинается конфликт интересов. Египетской стороне выгодно, чтобы самолет упал из-за технической неисправности. Потому что теракт, с проносом бомбы на борт — это очевидный просчет наземных служб аэропорта вылета. А уничтожение самолета какими-либо средствами ПВО — это небезопасность маршрута полета. И то и другое — удар по туристической индустрии. Хотя, по-моему, египтяне волнуются зря. Людей, способных взойти на борт самолета, принадлежащего компании с названием, порождающим такой богатый ассоциативный ряд, вероятно, нельзя запугать уже ничем. Они прилетят куда угодно и пролетят сквозь какой угодно ад, при том, конечно, условии, что нелимитированная выпивка в отеле входит в список “всё включено”.

И, тем не менее, некоторые меры египтяне предприняли. Уже в понедельник (о, да!) они слили Reuters информацию о том, что “предварительные результаты расшифровки черных ящиков египетской комиссией говорят о том, что внешнему воздействию А-321 не подвергался”. На тот случай, если он все-таки подвергался, в сеть была запущена версия о том, что бомба да, была, но была заложена ещё в Пулково. Наконец, египетские наземные службы блокировали в Хургаде другой А-321 — Уральских авиалиний, который сочли технически неисправным. Экипаж, верный героическим традициям российской авиации, пытался взлететь, рассудку вопреки, и стихиям наперекор, но самолет был заблокирован машинами наземных спецслужб, и утащен в ремонтный ангар, так что совершить очередной подвиг российским летчикам просто не дали. 

Впрочем, это египетская версия событий. Российские самолеты всегда летают не вполне исправными, это практически 100% практика. Повышенное внимание к привычному, в общем-то, разгильдяйству россиян, могло быть просто пиаром “к случаю”. А, может быть, и были у египтян основания блокировать самолет на взлете. В общем, без акта технической экспертизы сказать что-то определенное тут сложно.

Интересы “Когалымавиа” прямо противоположны. Им до зарезу нужен теракт, чтобы избежать серьезного расследования технического состояния самолета. Поскольку уже понятно, что состояние было аховое...но, он ведь мог упасть и не по этой причине, не так ли? Ежели на борту рванула бомба — то тут уже неважно, какое было техническое состояние? Версия о ПЗРК на 9 тысячах метров, увы, не проходит, пусков “Буков” и прочих систем ПВО не зафиксировано, да и характер разрушений не тот, так что бомба — последняя надежда. Иначе засудят.

Вылетели из Питера, вернулись в Ленинград

Но всё это ещё пустяки по сравнению с официальной российской реакцией. Руководство страны явно было в растерянности: как реагировать? Как правильно отыграть ситуацию? Путин по обыкновению исчез из медиапространства — на двое суток, не делая никаких заявлений и не выражая соболезнований. Это породило в соцсетях шутку о том, что минута молчания российского президента войдет в Книгу рекордов Гиннеса как самая длинная в мировой истории.

С одной стороны, можно увести внимание от МН-17, особенно если диверсант-смертник вдруг окажется из ИГИЛ, и, уж совсем роскошно, если удастся связать его с Украиной. Версия бомбы в багаже выглядит, увы, много хуже — а взрыв, насколько можно судить по разрушениям, если и был, то в районе хвостового багажного отсека. Хотя это мог быть и не взрыв, а, к примеру, разгерметизация корпуса с последующим его разрушением по причине неудовлетворительного технического состояния. Умысел самой российской стороны — та самая “бомба из Пулково” всё-таки маловероятен. Операция явно не подготовлена информационно, россияне импровизируют, причем, каждое СМИ по-своему, в общем шуме нет пока единой мелодии...

Кроме того, вешать взрыв на мусульман — чревато. С одной стороны, это, конечно, мобилизует некоторую часть российского общества. С другой — наведет российских мусульман, а также гастарбайтеров-мусульман, на разные нежелательные мысли. А у мусульман счет к российским властям накопился очень большой.

Связать взрыв с войной в Сирии — тоже чревато проблемами. Клич “война народная, они нас взрывают” может и не сработать. Потому, что одно дело — смотреть по телевизору работу российской авиации по сирийским жилым кварталам, и, совсем другое, слетав оттянуться в Египет, получить бомбу под зад. Российский патриотический обыватель охотно наблюдает, как убивают чужаков, всяких там хохлов и чурок, как торжествует и цветет в отжатом Крыму “Русский мир”, но при этом совершенно не готов умирать сам. И если признать, что это теракт, и не просто теракт, а ответка за Сирию, то всякие навальные тут же закричат, что вот, мол, шли в Сирию под лозунгом “чтобы терроризм не пришел к нам”, а он взял да и пришел, и взрыв самолета в Египте, вероятно, только начало. И не суть важно, что там было на самом дело. Важно — как подать?

Но выход-то есть?

Вероятно, да. На общем информационном фоне, среди глубокомысленных выводов экспертов о том, что, мол, основные причины смерти пассажиров Airbus А321 — это ожоги, разрывы внутренних органов и травмы тупыми предметами” появилась прелюбопытная статья с очаровательным заголовком:

Крушение Airbus-321: приложили ли руку США?

Вчера СМИ опубликовали довольно интересный репортаж, который рассказывает о возможной причастности Украины к поставке мобильных зенитных комплексов в Сирию. — пишет автор и эксперт Ева Лисовская. — В сеть попала запись разговора Михаила Саакашвили, Давида Кезерашвили (бывшего главы Министерства обороны Грузии) и советника министра внутренних дел Украины Антона Геращенко.

Согласно разговору, речь идет о плане, по которому американский самолет должен быть сбит русскими военными. Чем? Пленный должен сказать, что сбили цель с ПЗРК. Взамен курды должны будут сбить российский самолет. И все это, судя по разговору, одобрено сенатом США и согласовано с ЦРУ. Приближающиеся выборы заставляют план ускорить в исполнении. На вопрос Саакашвили, готово ли все, ведь “наши ребята сегодня вылетают”, Антон Геращенко ответил: “Аваков все переправил, там по пять ПЗРК “Верба” и “Игла-С”, полная амуниция и экипировка. Большие зенитки в дороге. Как перейдут границу, ваш атаман, как его, Аш-Шушани встретит, и ребята будут уже в деле”.

Дальше, полагаю, можно не цитировать. Понятно, что российский самолет был сбит американской ракетой, при участии украинских посредников и гарантов. Логика тут не важна. Важен ассоциативный ряд, закрепленный на уровне рефлекса — так, на рефлекторном уровне, Россия уже не первый век дрессирует своего благонамеренного обывателя. Конечно, версия неофициальная. Но это, сами понимаете, не имеет значения. Среди скучного потока незначащей информации о мертвецах, убитых тупыми предметами, она играет ярко и привлекает внимание. Ничего более и не требуется, к логике и мысли российская пропаганда уже давно не апеллирует.

Да, кстати: согласно отчету британского ведомства гражданской авиации, наибольшее количество катастроф у турбореактивных самолетов происходит на 19-м году их эксплуатации, а турбовинтовых — на 24-м. Погибшему лайнеру было как раз 18 с половиной лет. Но эта версия никому не интересна — и потому её зароют в ту же могилу, что и неопознанные трупы российских туристов.

Сергей ИЛЬЧЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.