Благо, что появился повод: с Кременчуга (он же — ЗАО “Транснациональная финансово-промышленно-нефтяная компания “Укртатнафта”) прогнали татар.
Верховный суд Украины таки подтвердил отбор 28,8% акций ЗАО у Минимущества Татарстана, а потом — и 8,6% у “Татнефти”. Акции предписывалось вернуть эмитенту, т.е. ЗАО “Укртатнафта”.
Особого сочувствия к изгоняемым никто не испытывает. За почти полтора десятилетия татарстанские инвесторы ровным счетом ничего не сделали для модернизации предприятия.
Кроме того, можно не сомневаться, что у них найдутся свои суды. Летом, после многолетних усилий, татары таки прибрали к рукам единственное принадлежащее “Укртатнафте” нефтедобывающее предприятие — “Татнефтепром”. Нефти с него в Украину, правда, практически не поступало, но хоть запасы за нами числились. Теперь это в прошлом: мудрый суд в городе Казани оценил месторождение в 1,5 долл. за тонну запасов, и оно ушло к ну очень дружественной тамошним нефтедобытчикам структуре…
Впрочем, судьба акций, которые вернут “Укртатнафте”, тоже вполне предсказуема. Их достаточно быстро продадут. Опыт уже есть. Когда у полулегендарных (и дружественных татарам) офшорок AmRuz Traiding и SeaGroup International отобрали 18,296% акций, их быстро продали ООО “Корсан”, близкому к славной группе “Приват”. Хорошо хоть задорого — 2,1 млрд. грн. Впрочем, учитывая оперативное руководство “Укртатнафтой” со стороны того же “Привата”, деньги, надо полагать, отобьют.
Зато теперь приватовцы стали и юридически одним из основных акционеров Кременчугского НПЗ. А если татар таки “додавят”, станут и крупнейшим.
На рынке уже не без интереса просчитывают, что в таком случае произойдет.
Уже сейчас, по оценкам экспертов нефтерынка, группа “Приват” в той или иной степени контролирует в Украине до тысячи автозаправок, т.е. примерно шестую часть общего количества.
Кроме того, ведутся переговоры о покупке примерно 500 заправок “Альфа-нафты” (сеть ANP). Правда, пока они под залогом в агонизирующем Укрпромбанке.
Суммарно может получиться до 1500 заправок, т.е. едва ли не каждая четвертая. Вполне впечатляющая цифра.
К примеру, в сети “Лукойла” (Одесский НПЗ) — порядка 270 заправок. ТНК-BP (Лисичанский НПЗ) после резкого свертывания работы по системе джобберских контрактов (аренда бренда) сократил свою сбытовую сеть в четыре раза. Осталось порядка 250, причем собственных заправок у “танкистов” всего с полсотни.
Впрочем, успешность поддержания любой сети во многом зависит от ресурсов. У “Лукойла” и ТНК-BP с этим все в порядке: за ними — громадные месторождения. И хотя российское правительство достигло заметных успехов в борьбе с уходом от налогов, ресурс им обходится подешевле.
У нас сложнее с сырьем. Зато с государством проблем меньше. Тот же “Приват” контролирует “Укрнафту”, имея пакет в 42%. А для контроля над “Укртатнафтой” долго хватало 1,25% акций.
Но вот ресурсы… Ну нельзя выжать из “Укрнафты” больше 3 млн. тонн нефти в год. А только Кременчугу нужно вдвое больше.
Между тем группа владеет двумя старыми западно-украинскими заводами — в Надвирной и Дрогобыче, и остановить их совсем не получится.
Так что, по существу, все упирается во внешние ресурсы. А здесь не все так просто. Хотя группа “Приват” очень серьезно занялась вопросами транспортировки — это и укрепление позиций в государственной “Укртранснафте”, и закрепление контроля над одесским “Эксимнефтепродуктом”, и создание своих перевалочных мощностей в Ильичевске. Сейчас довольно активно изучается вопрос работы с Феодосийским терминалом.
Однако если с возможностями вывоза все обстоит неплохо, то купить на рынке ресурс нефти гораздо сложнее. “Овес”, то есть, простите, ресурс ныне не шибко дешев. Даже кризисные цены выглядели солидно. А с тех пор российская нефть опять подорожала до 70 с лишним долларов “за бочку”...
В итоге, когда тот же Кременчуг столкнулся с нефтяной блокадой, в прошлом году удалось купить на внешнем рынке лишь 280 тыс. тонн иракской нефти да еще получить через Беларусь сотню тысяч тонн сырья непонятного происхождения. Суммарно это не обеспечило и двух декад нормальной работы.
К настоящему времени, несмотря на все усилия, “Привату” не удалось добиться долгосрочного контракта с крупной нефтедобывающей фирмой. Тот же азербайджанский контракт по ежемесячной покупке 240 тыс. тонн на рынке — это лишь спотовые закупки. То есть не самые дешевые.
С точки зрения Украины, диверсификация поставок — явление, несомненно, положительное. А вот относительно выстраивания сверхмощной сбытовой сети определенно сказать трудно.
Проблема даже не в возможной монополизации рынка. Проблема — в крайне слабой позиции государства. Все более-менее понимают, какую выгоду получают бизнесмены. Но совершенно непонятно, какая от этого выгода стране.
Напомним, что в “Укртатнафте” — большой госпакет, “Укртранснафта” — вообще государственная, и даже в “Укрнафте”, как ни удивительно, государство — главный акционер (который годами не может добиться выплаты дивидендов).
А может, так нам и надо?
Сергей УМАНСКИЙ
![]() ![]() ![]() ![]() |
Что скажете, Аноним?
[07:00 03 марта]
[16:21 02 марта]
[13:36 02 марта]
08:50 03 марта
08:40 03 марта
08:20 03 марта
08:00 03 марта
07:50 03 марта
07:40 03 марта
07:30 03 марта
[09:15 01 февраля]
[16:30 28 января]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.