Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Когда же у нас появятся силы сказать: хватит?!

[12:58 28 апреля 2010 года ] [ День, №75, 28 апреля 2010 ]

Ратификация дискредитирует страну в глазах собственных граждан, так что мнение других государств не является таким уж определяющим.

Константин МАТВИЕНКО, эксперт корпорации стратегического консалтинга “Гардарика”:

— На сегодня можно констатировать, что ратификация харьковских соглашений является началом растворения, исчезновения украинской государственности. Государство не может полноценно существовать при таком низком качестве власти и оппозиции. Массовых акций протеста ожидать не следует, поскольку есть объективная социология, доказывающая, что базирование Черноморского флота в Крыму поддерживает большая часть населения Украины. Кроме того, оппозиция настолько дискредитировала себя, в частности, и в этом процессе, что не сможет возглавить этот протест.

Эта ратификация дискредитирует страну в глазах собственных граждан, так что мнение других государств не является таким уж определяющим. Если государство само себя не считает государственным, то для кого оно может быть интересным на международном уровне? Оппозиция же расплетена и деморализована. Находясь у власти, нынешние оппозиционеры все свели к тем процессам, которые разъедают в настоящий момент нашу страну. Вина Ющенко, Тимошенко, Яценюка, Гриценко и других политиков, называющих себя оппозиционными, в этом пакте Януковича-Медведева является не меньшей, чем самого Президента и Партии регионов. Это их общая ответственность и вина.

Мирослав ПОПОВИЧ, доктор философских наук, профессор, директор Института философии НАН Украины:

— Нет кардинальной разницы в том, сколько лет еще в Украине будет находиться Черноморский флот — семь или двадцать пять. По-сути, это признание Украиной факта, что мы находимся в сфере политического влияния России. Правовым путем такая зависимость никак не подтверждена. Когда речь идет о вхождении или не вхождении в НАТО, становится понятно, что Россия стремится сохранить в сфере своего влияния территорию прежнего Советского Союза. Политика России по отношению к Украине — это способ контролировать последнюю, а наличие контроля уже означает ограничение суверенитета государства. Вероятно, что все решения и мероприятия, проведенные нынешней властью, будут санкционироваться Кремлем.

Вряд ли от оппозиции стоит ожидать скоординированных действий. Какие-то минимальные движения они будут осуществлять, будут делать попытки, но ничего решающего и кардинального они не достигнут. Относительно общественных настроений, то в настоящий момент не до забастовок и не до протестов, поскольку народ ожидает решения экономических проблем. Следовательно, для того чтобы понять, что же произошло, необходимо определенное время — для “переваривания” информации.

У нынешней власти есть два пути: или принимать непопулярные меры и выпрыгивать из тисков экономического кризиса, но это значит рисковать своим политическим реноме, или латать дыры предыдущих неурядиц. Первая попытка починиться — это продление срока пребывания Черноморского флота. При Тимошенко нынешние власть имущие требовали увеличения социальных стандартов, а теперь им же придется это и реализовывать — это значит, что никаких глубинных реформирований украинской экономики не будет.

Вадим МАХНО, член орггруппы по созданию ВМС Украины, экс-главный ракетчик ВМС Украины, капитан I ранга запаса:

— Стыдно за украинскую власть. И не только потому, что вчера Верховная Рада ратифицировала унизительный для государства пакт. Стыдно за украинскую власть еще из-за того, что проблемы Черноморского флота в Украине могло бы не быть совсем, если бы в начале 1990-х годов руководители государства приняли правильное и патриотическое решение. Когда после распада Союза команды кораблей Черноморского флота одна за другой начали поднимать украинские флаги и просили принять флот в состав Украины, тогдашний командующий флотом адмирал Касатонов срочно поехал в Киев и пытался достучаться до президента и Кабинета Министров, и просил их принять флот под свое попечение. К сожалению, тогдашний президент Украины Леонид Кравчук не стал даже разговаривать с адмиралом, и из Киева тот поехал в Москву, и стал решать судьбу флота там. Процесс поднятия украинских флагов и сбора корабельных команд был искусственно прекращен, Москва заявила о своих правах на Черноморский флот, а позже был начат процесс его раздела и была основана орггруппа по созданию ВМС Украины, в состав которой входил и я. И разве можно удивляться тому, что сегодня нет более антиукраински настроенного адмирала в Москве, чем Касатонов? И разве можно удивляться тому, что сегодня мы пришли фактически к вечному базированию Черноморского флота на нашей территории? Ведь все наши беды были заложены еще тогда...

К сожалению, очевидно, что проблема Украины сегодня заключается даже не в самом ЧФ, а в том, что наши власти предержащие поставили Украину в такое положение, что с ней как с государством и с ее суверенитетом никто не считается. Россия отдала США авиабазу в Кыргызстане, зато теперь США закрывают глаза на то, что Россия добилась базирования ЧФ в Крыму. Итак, очевидно, что пролонгация срока базирования ЧФ — это пункт российско-американских негласных договоренностей. А мы при этом не являемся субъектами ни переговоров, ни участниками принятия решений по этому вопросу. И если Янукович при этом дополнительно договорился еще и о скидке на газ, то это ему плюс. Но решение принято без нас, и это нонсенс, с которым смирилась украинская власть.

Мы медленно, но уверенно сами шли к этому состоянию, мы постепенно, шаг за шагом сдавали свои позиции. Скажем, базовый договор запрещает России модернизировать корабли и самолеты, но в обход настоящего договора в свое время Кучма и Азаров позволили дополнительно России ввести в Севастополь один корабль “Бора” и заменить несколько самолетов. В обмен на это россияне обещали отдать нам матросский клуб. Но, после того как мы выполнили свое обещание, и корабль был введен, а самолеты заменены, россияне отказались нам отдавать матросский клуб. Они просто грубо обманули украинские ВМС, а верхушка государства не вступилась за своих моряков, смирилась с этим унижением. Поэтому и сегодня главная беда Украины не в самом Черноморском флоте, а в том, что и после ратификации “харьковского пакта” улучшение наших отношений будет только условным и временным. Несчастье Украины в том, что при власти в России стоят реально антиукраинские силы, и они будут, несмотря ни на что, продолжать провокации против нашего государства, против наших прав и нашего суверенитета. Горе Украины в том, что в Черном и Азовском морях и в Керченском проливе нет границ, а это дополнительные условия для посягательства России на наши интересы. И уже скоро они заговорят об этом, и будут опять придумывать нам неравноправные договоры, как в Харькове.

Печально, что маяки в Черном море, к сожалению, не принадлежат Украине. Маяки — это предмет государственного суверенитета, и мы его сдали тогда, когда власти предержащие включили землю под маяками в предмет межгосударственного соглашения, хотя этого никто из нас не знал.

Следовательно, у нас в отношениях с Россией позиции очень слабые, потому что наши власти — и президенты, и депутаты! — давно уже не патриоты и у них нет политической воли отстоять интересы и суверенитет государства. И так, к сожалению, было всегда. Так на что мы надеялись вчера, когда “харьковский пакт” был вынесен на ратификацию? Почему мы надеялись, что вчера могло случиться не так, как всегда? Стыдно и больно. Более того, почему мы надеемся, что в дальнейшем наши отношения с Россией будут лучшими? Будут — неделю или две, пока они привыкнут к нашей последней уступке. А потом наша соседка опять возьмется за нас, за наше имущество, за нашу территорию.

Когда же у нас будет достаточно силы воли сказать: хватит?!

Владимир ПРИТУЛА, руководитель комитета по мониторингу свободы прессы в Крыму:

— Очевидно, что значительная часть народа Украины, а также международного содружества чувствует большое разочарование в Президенте Януковиче. Теперь стало понятно, что он не является самостоятельной фигурой и им руководят, с одной стороны, небольшая группа из его окружения, заинтересованная в экономических дивидендах от продажи суверенитета Украины, а с другой — руководители России. Харьковские соглашения, которые подписали президенты России и Украины, реально, помимо краткосрочной экономической выгоды для части украинского бизнеса, имеют большие негативные последствия — приводят к серьезному внутриполитическому кризису. Этот внутриполитический кризис, который вспыхнул в Украине, намного серьезнее и опаснее, чем перманентный кризис, существовавший в последние несколько лет, когда продолжалась борьба между Ющенко, Тимошенко и Януковичем. Именно потому, что тогда существовал такой уравновешенный политический треугольник, и именно потому, что основа этого треугольника Президент Ющенко занимал слишком либеральную и слишком демократическую позицию, сам кризис не угрожал Украине утратой государственности. Но нынешний внутриполитический кризис является фактически первой крайне опасной угрозой именно для существования украинской государственности за последние 20 лет ее существования. Симптомов этого очень много. Это и политическая дестабилизация в регионах, многочисленные митинги, принятие региональными советами решений против линии центра — это еще не так страшно, это уже было в Украине. Значительно серьезнее дискредитация Украины как независимого государства на международной арене. А это отразится на экономической жизни, отсрочит предоставление льготных кредитов, которые так нужны Украине.

Более того, появился новый и очень опасный симптом, заключающийся в том, что крымские татары, которые до сих пор были самыми преданными сторонниками независимости Украины, всегда отстаивали нашу государственность и связывали с ней свои надежды на будущее, выступили с инициативой созыва международной конференции по вопросу статуса крымскотатарского народа, как об этом на днях заявил руководитель международного отдела меджлиса Али Хамзин. Это только одно из последствий соглашения по Черноморскому флоту, та как при любых обстоятельствах Черноморский флот базируется на территории Крыма, который является единственной на Земле родиной крымских татар, и они просто так его не отдадут. И они, в конечном счете, как и украинцы Крыма, не будут наблюдать, как решается судьба их родины, их домов, их собственности, а пророссийские активисты уже говорят тут о полном суверенитете России над Крымом (!) — без их участия и согласия. И заявление с просьбой вынести вопрос об их статусе на международную арену — это первый симптом, свидетельствующий о неспособности нынешней новой украинской власти объединить Украину и квалифицированно решать вопросы как междунациональных, так и межгосударственных отношений. А международные конференции по вопросам статуса тех или иных территорий — это международная практика, и действия Президента Януковича приведут к тому, что судьба Украины, ее территории, ее частей может решаться за ее пределами, не органами власти Украины, и не ее политиками. Янукович привел к тому, что сейчас это уже пытаются его руками делать в Москве, но кулуарно и негласно, и это значит, что первый шаг к утрате суверенитета уже сделан. Если Украина не отстоит сегодня свое право решать свою судьбу без участия внешних сил — суверенитет будет утрачен окончательно.

Николай ПЕТРОВ, член научного совета Московского центра Карнеги:

— Мне кажется, что Украина движется к консервации существующего положения дел, к ситуации, когда можно обойтись без реформ. Потому что нет никаких особых стимулов для модернизации и диверсификации экономики. Похоже, все было тщательно и заблаговременно подготовлено. Никаких утечек не было. Если в России это более или менее объяснимо, потому что некоторые сюжеты здесь готовятся, как спецоперации, то как это могло произойти в Украине, с ее бурной и не очень упорядоченной политической жизнью, для меня большой вопрос.

Политические элиты там и тут, которые можно определить как советские и постсоветские, получили хорошую возможность законсервировать, помогая друг другу противостоять всем толчкам и позывам к модернизации, существующее положение дел. Это возможность для той и другой элиты обезопасить себя от необходимости предпринимать какие-то серьезные модернизационные усилия.

Что касается готовности России заплатить за это политическую цену — всегда с этой ценой непонятно, кто кому платит в условиях всех распилов, откатов и так далее. На бумаге все действительно выглядит так, что есть достаточно высокая цена, но нет конкретных договоренностей и схем. Из чего эта цена составляется, какую часть денег кто и по какую сторону границы в результате получает, — это большой вопрос. И не факт, что он прояснится в обозримом будущем.

Я не думаю, что можно говорить о возврате к Советскому Союзу. Но очевидно, что это очень серьезные тектонические сдвиги в постсоветском пространстве. Это может быть более серьезно даже в отношении России, чем Украины. Но и в Украине это консервирует ситуацию на четыре года.

Очевидно, что в Европе должны понимать угрозу такой ситуации. Ведь мы видим, как на протяжении буквально недели — десяти дней происходят достаточно серьезные подвижки. А в Европе и в мире, в ситуации большого кризиса и локальных бесконечных внутренних сложностей, просто так быстро не могут реагировать.

Если сравнивать ситуацию с демократией в наших странах, то следует отметить, что в России плюрализм СМИ объяснялся наличием некоторого числа жестко конкурирующих друг с другом финансово-промышленных групп. Когда это закончилось, когда их всех взяли жестко под контроль, то закончилась и эта условная свобода СМИ. Потому что в ней не было ничего такого, что могло бы обеспечить выживание после того, как олигархи перестали вести друг с другом войны. Посмотрим, будем надеяться, что Украина находится в более выгодном положении. Но... В отличие от многих долгих предыдущих лет, сейчас Президент контролирует правительство, имеет большинство в Раде и таким образом сдержек и противовесов остается немного, особенно в ситуации, когда нет консолидированной оппозиции и не видно, вокруг кого она могла бы консолидироваться.

По поводу роли общества и в Украине, и в России замечу, что на это можно только уповать. Что касается России, то за последние две недели я определенно вижу ряд политических заготовок, другими словами — эффективных для Кремля операций, которые были успешно проведены. Но я также вижу и то, что внутри страны — крайне неэффективная система управления. И поэтому, думаю, основные проблемы для режима связаны именно с ней, это позывы к политической модернизации. Я не думаю и раньше не думал, что есть в голове у кого-то из руководителей России некий стройный план, как сделать страну более современной, демократичной и плюралистической. Мне кажется, что система не сможет выжить, если сама себя не модернизирует. А в отношении Украины есть и какие-то плюсы в ситуации. Есть некая относительная стабилизация, которая на этапе борьбы с кризисом и выхода из него может быть позитивной для страны. Вопрос только в том, есть ли политические и экономические силы, которые были бы заинтересованы в реальной модернизации страны и достаточно сильны для того, чтобы толкать страну в этом направлении.

Юрий ЩЕРБАК, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины:

— Это черный день в истории Украины, своеобразное политическое Берестечко или Чернобыль. Ратификация означает серьезное изменение баланса внутри страны, резкое разделение в пропорции пятьдесят на пятьдесят — на тех, кто, не понимая соглашений, все же их принимает, и тех, кто осознает, что такие договоренности не что иное как сдача национальных интересов и потеря суверенитета Украины.

Украина от субьектности в международной политике переходит к статусу объекта. Судя по настроениям вассального руководства государства к выполнению всех прихотей “старшего брата”, внешняя политика Украины не будет восприниматься на Западе как политика самостоятельного государства. Это очень серьезные последствия — с государством, находящимся под полным влиянием соседней страны, никто считаться не будет.

На массовые акции протеста не следует рассчитывать. Эта ситуация не заденет наших сограждан, которые привыкли к любым выходкам власти и выросли в покорности, несмотря на 18 лет независимости. Я думаю, что глубинный процесс распада, раскола, разрыва страны на две политических многомиллионных группы уже начался и будет иметь свое продолжение. Потому что не проходит бесследно ломание страны вопреки мнениям оппозиции, многих членов Верховной Рады и комитетов ВР. Это очень опасный гиблый путь. И он, в конце концов, приведет к драматическим развязкам.

Если в негативных событиях искать позитивы, то можно надеяться, что оппозиция наконец-то опомнится и объединится. Те, кто надеются, что не будут изменены Гимн Украины и государственные символы, очень ошибаются. Россия не остановится на сегодняшнем решении, ее стратегическая задача — уничтожить украинскую государственность. Группка, которая в настоящий момент при власти, лишена любых национальных чувств. Они способны пойти на что угодно, чтобы остаться у властного руля, поскольку понимают, что очень скоро будут изолированы в собственной стране.

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.