Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Керосин грозит кризисом

[11:07 07 сентября 2011 года ] [ Экономические известия, № 152, 7 сентября 2011 ]

В связи с нехваткой авиакеросина в российских аэропортах топливозаправочные компании “Борисполя” ввели ограничения на заправку самолетов. Эксперты отмечают, что пока угрозы дефицита горючего у нас нет. Но кризис может стать поводом для новых торгов за цены.

Компании, поставляющие авиатопливо в аэропорт “Борисполь”, ввели временные ограничения на заправку воздушных судов. Об этом “Экономическим известиям” сообщили в пресс-службе аэропорта. “Предприятия, имеющие лицензию на поставку авиатоплива в “Борисполь”, зависят от российского рынка. Сейчас недостатка в топливе они не испытывают, но и избытка нет, поэтому в связи с нехваткой топлива в России есть опасения, что дефицит может наступить и у нас”,— сказала пресс-секретарь “Борисполя” Оксана Ожигова. По ее словам, ограничения были введены несколько дней назад, а стабилизация ситуации ожидается ко второй половине сентября.

Напомним, в первых числах сентября аэропорты Московского авиаузла (Внуково, Шереметьево, Домодедово) заявили о том, что уже вторую неделю им недопоставляется авиакеросин, в связи с чем запасов горючего осталось не более чем на 2-6 дней. Ко вчерашнему дню ситуацию удалось стабилизировать в главном международном аэропорту Москвы “Шереметьево”, как пишут российские СМИ, за счет других аэропортов, где ситуация остается критической (о проблемах заявили также екатеринбургский аэропорт “Кольцово”, тюменский “Рощино” и другие).

Украинские перевозчики подтверждают, что из-за кризиса в России вынуждены были переориентироваться на заправку в Украине. “В среднем со 2 сентября “АэроСвит” сократил объемы заправки воздушных судов в аэропортах Москвы более чем вдвое”,— отметили в авиакомпании, уточнив, что это не принесло никаких неудобств, поскольку поставщики топлива во “Внуково” и “Шереметьево” заранее уведомили “АэроСвит” о возможных ограничениях по топливной заправке в Москве. С отказами в заправке топливом в “Борисполе”, говорит пресс-секретарь “Украинской авиационной группы” Сергей Куцый, компании УАГ также не сталкиваются.

Вместе с тем в “Укртатнефти” (ее “дочка” ЗАО СП “Кребо” — один из трех поставщиков, имеющих лицензию на заправку самолетов в “Борисполе”) подтвердили, что ограничения были введены, поскольку удовлетворить повышенный спрос на самолетное топливо компания будет не в состоянии.

“Ситуация с авиакеросином действительно напряженная. Это связано с низкой загрузкой завода — нефтепереработка остается убыточной, поэтому большинство предприятий простаивают, не желая генерировать убытки”,— заявил гендиректор “Укртатнефти” Павел Овчаренко. По его словам, сейчас объемы переработки нефтяного сырья на заводе составляют около 260 тыс. т в месяц, из которых 15 тыс. т приходится на авиакеросин.

По данным “Экономических известий”, это примерно соответствует (с избытком) месячным объемам потребления топлива компаниями “Украинской авиационной группы”. В любом случае, не приходится сомневаться, что входящие в группу авиаперевозчики получают топливо в первоочередном порядке,— учитывая, что контроль над “Укртатнефтью” сохраняет группа “Приват” Игоря Коломойского и она же владеет авиакомпаниями УАГ.

Получить комментарий “Лук-Авиа Ойл” и “АПЗК” — двух других лицензированных поставщиков топлива в “Борисполе” — не удалось. Гендиректор консалтингового агентства “А-95” Сергей Куюн отмечает, что отголосками российского кризиса на рынке нефтепродуктов стало перераспределение их потоков, в том числе, в Украине: например, Лисичанский НПЗ (также, как и ООО “АПЗК”, входит в российскую группу “ТНК-ВР”) с мая 80% нефтепродуктов отправлял в Россию.

“Думаю, те причины, которые привели к дефициту авиатоплива в России, актуальны и у нас, и в любой момент могут привести к аналогичной ситуации”,— говорит господин Куюн.

Эксперт объясняет, что — как российская, так и украинская — нефтепереработка нацелена на производство и экспорт низкокачественного продукта, а не светлых бензинов и дизелей. Вопреки тому, что российские власти приняли решение о ликвидации к 2013 г. дисбаланса в экспортных пошлинах на светлые и темные нефтепродукты, которые привели к такой структуре производства, глубина переработки нефти в России остается низкой, в структуре экспорта преобладают мазуты. Лишь пошлинами дело не решить — для выпуска более высокотехнологичных и качественных топлив необходима модернизация производства. Отметим, в России топливозаправочные компании официально объясняют недопоставки авиакеросина требованиями Минэнерго по росту производства зимнего дизтоплива, которое используется при выпуске авиакеросина (в августе Минэнерго РФ сообщило о необходимости создать резерв зимнего дизеля в размере 515 тыс. т).

Но российские аналитики склоняются к мнению, что сложившаяся ситуация в аэропортах — это лишь демонстрация поставщиками своего нежелания продавать нефтепродукты, где маржа меньше, чем та, которую они получают на экспортных рынках. Все это может привести к росту цен на авиакеросин, поскольку до конца сентября продлится высокий сезон в авиаперевозках и спрос на него останется высоким. Напомним, ситуации с внезапным дефицитом самолетного топлива в украинских аэропортах, которые завершались повышением цен, уже случались. Учитывая ограниченное количество игроков на рынке топливной заправки, не исключено, что подобное может повториться, хотя цены на керосин в “Борисполе” сейчас не ниже европейских.

Екатерина ГРЕБЕНИК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.