Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Как рознице не быть падчерицей у государства

[15:31 08 февраля 2011 года ] [ Slon.ru, 7 февраля 2011 ]

Хватит молча сносить упреки чиновников в росте цен на продукты!

И кто бы мог подумать, что так скоро мы уже увидим весьма драматичные изменения. Приведу наиболее душераздирающие примеры. Овощи и фрукты у нас подорожали на 50% по сравнению с январем прошлого года, крупы — на 70%, подсолнечное масло — на 32%. И это еще средняя температура по больнице, усредненные данные. По моим личным наблюдения, моей семье из четырех человек на продукты не так давно требовалось 12 000 руб. в месяц, осенью было уже 16 000 — 17 000 руб., сейчас мы уже влетели на 24 000 руб. в месяц. И это притом, что у нас нет транжир, и мы довольно экономно расходуем свой бюджет.

Я так понимаю, что никаких реальных инструментов по сдерживанию инфляции у государства не было и нет. Но поговорить хотелось бы не столько о ценах, а о том, что складывающаяся ситуация серьезно может ударить по розничным сетям. По их бизнесу, репутации и самое главное, что сам российский ритейл ничего этому пока не готов противопоставить.

Этот год будет знаковым, предвыборным. Ситуация такова, что цены на продукты будут расти неизбежно. Это понимают все: государственные мужи, ученые, представители торговли и, конечно, рядовые потребители. Могут ли что-то с этим сделать чиновники? Нет. Но излишне дразнить население перед выборами — себе дороже. Я жду, что вожди предложат пару лозунгов: “Остановим цены!” и “Удавим спекулянтов — торговлю”.

У торговли в России исторически сложилась плохая репутация, еще с советских времен. Отчасти поэтому ритейл полностью проиграл в 2009 г. все ключевые поправки в закон о торговле. Чиновникам и изобретать ничего специально не надо, знай, только направляй гнев народа в нужное русло. На этом же поприще подвизалось и большое количество журналистов. И это нормально — задача журналиста доставать сенсации. Но отчего же сам ритейл так вяло реагирует на все нападки?

Господа ритейлеры, я извиняюсь, а мы чего дурью маемся? С одной стороны, все кому не лень эксплуатируют выросшие из “совка” мифы про торговлю. С другой, мы должны что-то противопоставить, дать больше информации о себе, о своей работе, на том же доступном бытовом уровне. Торговле очень легко отвести роль стрелочника. Это хорошо ложится на уже сформировавшееся представление о рознице как о вороватых барыгах. Вот, пожалуйста, досужее рассуждение: дескать, ох уж эти сети, своей красивой выкладкой заставляют меня больше покупать. Всегда на это хочется возразить: а что надо — чтобы товар был выложен кучей, как попало? Так лучше? Надо, чтобы было грязно? Надо, чтобы покупатель ничего не покупал? Тогда торгаши завоюют симпатии в народе?

Наш ритейл вообще не работает над созданием имиджа отрасли. Почему-то вообще не предпринимаются никакие действия по пропаганде современного бизнеса. Хотя у крупных сетей есть колоссальные пиар-службы. А где результаты? Пока всю отрасль от ларьков до гипермаркетов по-прежнему втаптывают в грязь.

В ритейле уже много лет практически не появляются новые люди. Меняются визитки, а лица одни и те же. Притом, что у представителей отрасли есть круг общих проблем, но что-то реально мешает действовать сообща. Два года назад всплыла история с молоком “Мосмедыньагропрома”, которое московские чиновники без тени смущения в ультимативной форме навязывали рознице. Мне тогда удалось поднять бучу с помощью журналистов и переломить в итоге ситуацию в свою пользу. Без участия ФАС, которая решила вернуться к этой истории после отставки Лужкова и без всякого участия ритейлового сообщества! Тогда чиновники отступили, и медынского молока в магазинах оказалось немного. Но что, мало ли подобного нас ждет?
Когда идет конкурентная борьба — это абсолютно логично. Можно биться между собой за рынок, разделяться с точки зрения конкурентных преимуществ. Но решать свои проблемы кулуарно с чиновником может быть даже опасно. Просто потому, что не вечный он.

Но вернемся к неуправляемому росту цен. Очевидно, что в этом году число проверок в сетях резко увеличится. А чем больше проверок, тем больше и возбужденных против сетей дел. Облегчит это жизнь покупателя и уж тем более снизит ли издержки сетей, а, следовательно, цены? По-моему, ответ очевиден — нет.

Наши государственные мужи не умеют управлять бизнесом, связанным с услугами. Они умеют получать ренту, качать нефть, газ. Там, где не надо постоянно работать с таким капризным покупателем. И будет вам тогда, как 25 лет назад: “не нравится — не бери, людей только задерживаешь, интеллигент несчастный”.

Дмитрий ПОТАПЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.