Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Как обналичивают откаты

[14:48 26 августа 2010 года ] [ Slon.ru, 26 августа 2010 ]

За “обнал” ворованных денег чиновники платят в четыре раза дороже коммерческих фирм.

Парадокс: откаты и коррупционная составляющая экономики растет, а количество банковских лицензий, отозванных за легализацию, падает. Одно из двух: либо с отмыванием преступных доходов никто системно не борется, либо коррупционеры уже создали свою альтернативную национальную платежную систему, создание которой на официальном уровне еще только обсуждается. И в том, и в другом случае сообщение МВД о выявлении преступной схемы по выводу через банки бюджетных средств выглядит как прецедент.

Первая версия — о том, что откаты в банках до сих пор попросту не искали, — конечно, выглядит более правдоподобной и от этого не менее удивительной. Потому что надо очень стараться, чтобы не замечать, как в банковской системе происходит легализация преступных доходов — взяток чиновников и ворованных бюджетных денег.

По данным исследования, проведенного членом-корреспондентом РАН Ириной Елисеевой, объем коррупционной экономики — 25 трлн руб. или 64% ВВП. В том числе чистые теневые доходы федеральных и местных чиновников, налоговиков и судей — 4,6—5,6 трлн руб. (15—19% активов российских банков). Сектор отличается высокой концентрацией: половина из этой суммы приходится на мздоимцев федерального уровня. Чем же на этом благодатном поприще занимаются ЦБ, Росфинмониторинг и МВД?

Казалось бы, в России приняты все необходимые условия и законы для противодействия отмыванию незаконных доходов, включая пресловутый 115-ФЗ. Недаром регуляторы время от времени бодро рапортуют о том, что Россия соответствует большинству требований международной организации FATF, ведущей борьбу с отмыванием преступных капиталов. Однако количество банковских лицензий, отозванных за нарушения 115-ФЗ, при яром борце с коррупцией президенте Дмитрии Медведеве почему-то снизилось с полусотни до одного десятка.

Все дело в том, что в России борьба с отмыванием преступных и коррупционных доходов подменена борьбой с банальной “обналичкой”, используемой для налоговой оптимизации. В результате широко распространенные ранее услуги банков по “обналичке” были локализованы в группе мелких банков. А вот о том, что тот или иной банк “мыл” ворованные из бюджета деньги и был за это наказан, общественность до сих пор ни разу не информировали.

В этой связи весьма любопытен релиз Департамента экономической безопасности МВД России о пресечении деятельности “черных” банкиров, “мывших” деньги не только для коммерческих фирм, но и для госучреждений. Очевидно, у банков, попавшихся на “обнале”, часто можно увидеть “хвосты” бюджетных денег, однако никто за них раньше не тянул. И пока остается неясным, случайным является вброс данной информации или нет.

Как сообщили органы, к незаконной деятельности причастен расчетный банк футбольного клуба ЦСКА “Темпбанк”, одним из бенефициаров которого до избрания депутатом в 2007 году был экс-председатель партии “Родина” Александр Бабаков. В схеме также были задействованы банки “Империя” и “Басманный”. Через них организованная группа отмывала 2 млрд руб ежемесячно.

В совершении преступления следствие подозревает советника предправления “Темпбанка” Дмитрия Ефремова, начальника клиентского управления “Империи” Маргариту Савченко и ее дочь. В обоих банках, правда, вчера поспешили заявить, что претензии к ним необоснованны, Ефремов уже не работает, а Савченко работала на испытательном сроке.

Следствие, однако, утверждает, что его обвинения не голословны. Перед задержанием подозреваемых сотрудники заключили контрольную сделку (см. видео); кроме того, в группу банкиров был внедрен штатный сотрудник, задокументировавший: за свои услуги “черные” банкиры брали с коммерческих организаций комиссию в размере 3—9%, а с госучреждений — 12—17%.

Оказывается, “обнал” для госкомпаний дороже. Почему-то до сих пор как-то не было принято озвучивать — насколько, хотя этому, конечно, есть логичное объяснение. Понятно, что обычные “пустышки” тут не подходят, и “прокатить” казенные деньги банку для такого клиента необходимо через 2—3 “живые” фирмы, которые платят налоги. Что касается откатов, то в стандартном случае он выводится через одного из контрагентов предприятия, получившего госзаказ, а вся цепочка состоит из нескольких звеньев.

Все это позволяет теперь по-новому посмотреть на проблему ценообразования откатов. На вопрос, почему так много берут, чиновники могут сослаться на оперативку МВД: ну вы же видите, сколько с нас банки дерут! Может, пора уже перестать удивляться размерам откатов в федеральных министерствах, достигающим 40—60%?

Елена ЗУБОВА
 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.