Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Как через “черные дыры” госмонополий утекают миллиарды бюджетных гривен

[12:02 20 мая 2015 года ] [ Новое время, № 17, 15 мая 2015 ]

Высшие чиновники и топ-политики ежегодно высасывают из государственных компаний-монополий сотни миллиардов гривен

Контролировать госмонополию — все равно, что стать хозяином лотереи: приток денег обеспечен. В этом в ходе своих журналистских расследований неоднократно убеждался Сергей Лещенко, депутат от Блока Петра Порошенко.

Очередное доказательство этому он обнародовал в конце марта в Facebook, опубликовав данные из статьи швейцарской газеты SonntagsZeitung, посвященной Николаю Мартыненко, главе комитета Верховной рады по топливно-энергетическому комплексу (ТЭК) и члену премьерской фракции Народного фронта (НФ). Издание сообщало: Мартыненко получил от чешской компании Škoda JS взятку за то, что пролоббировал ее контракт на поставку оборудования для Энергоатома, украинской энергетической госмонополии.

Размер “мзды”, по данным SonntagsZeitung, составил 30 млн швейцарских франков — столько денег перевели чехи на счет Мартыненко в банке Hottinger, где они были арестованы прокуратурой Швейцарии. “После раскрытия этих фактов Мартыненко не имеет морального права возглавлять комитет по энергетике. Я бы советовал [премьеру Арсению] Яценюку по доброй воле отозвать своего друга с должности”,— отметил нардеп.

Спустя неделю разразился еще один скандал, связанный с Мартыненко и крупнейшей энергомонополией страны. Николай Гордиенко, на тот момент глава Госфининспекции (ГФИ), обвинил руководство Энергоатома в нарушениях и убытках в размере 1,5 млрд грн. Гордиенко утверждал, что деньги из предприятия выводились по разным схемам — в частности, завышалась стоимость страхования, комплектующих и запчастей.

“Смотрящим за Энергоатомом является ближайший соратник Яценюка Мартыненко, который всеми усилиями препятствовал проведению ревизии Энергоатома”,— утверждал глава ГФИ.

Правительство уволило откровенного чиновника, обвинив того в недостаточно эффективной борьбе с коррупцией в Энергоатоме и еще одной госкомпании — Укрспирте. Об этом НВ рассказал Павел Петренко, глава Минюста, признавший, что в обоих госпредприятиях “колоссальный масштаб воровства”.

Прилагательное “колоссальный”, вылетевшее из уст Петренко, не является эффектным преувеличением: по данным Минюста, на воровстве в сфере госзакупок страна ежегодно теряет 150 млрд грн, или почти 7 % ВВП. И львиную долю этих потерь “генерируют” госмонополии.

Правило без исключений

История с Энергоатомом — не исключение, а правило. Схожие скандалы уже полгода сотрясают почти все крупные госкорпорации. “Госмонополии превратились в настоящие черные дыры, сквозь которые в карманы чиновников уходят сотни миллионов долларов, и это уже никто не в состоянии остановить. Это основной источник незаконного обогащения сегодня”,— считает Виталий Шабунин, глава правления Центра противодействия коррупции.

Примером служит уже упомянутый Укрспирт — монополия по производству одноименного продукта. Свободовец Игорь Швайка, экс-министр агрополитики, покинув этот пост, обвинил Яценюка, а также главу Государственной фискальной службы Игоря Билоуса и замглавы премьерской фракции Андрея Иванчука в причастности к коррупции в Укрспирте.

Находящийся в бегах экс-глава госмонополии Михаил Лабутин, назначенный с подачи партии Свобода, добавил к этому списку еще и Ивана Аврамова, бизнес-партнера Юрия Иванющенко. Последний — экс-нардеп от Партии регионов, близкий к Виктору Януковичу. Еще Лабутин упомянул Алексея Чеботарева, который фигурировал в деле об организации завоза в Киев титушек, и даже нынешнего генпрокурора Виктора Шокина, якобы покрывающего Чеботарева.

Павленко, который отстаивает интересы Кабмина, обвиняет в коррупции в Укрспирте самого Швайку и Лабутина. Мол, за время руководства последнего ежемесячные убытки компании составляли около 150 млн грн. При этом Лабутин не является на вызовы правоохранителей, а Свобода его прикрывает.

Не меньше проблем еще у одной монополии — компании Укрзализныця. 4 марта Яценюк отстранил от должности Алексея Кривопишина, начальника одного ее подразделения — Юго-Западной железной дороги (ЮЗЖД). Премьер пошел на этот шаг после журналистского расследования программы Наші гроши телеканала ZIK.

В нем шла речь о том, что Кривопишин преобразовал часть государственного Украинского центра по обслуживанию пассажиров на железнодорожном транспорте в акционерное общество, чей контрольный пакет акций оказался у частной фирмы Солид-актив, среди учредителей которой были дочь и жена начальника ЮЗЖД. В результате у госцентра остались функции по обслуживанию пассажиров, а Солид-актив получил трехзвездочную киевскую гостиницу Экспресс.

А еще фирма оформила на 49 лет аренду за земельный участок в 11 га в окрестностях столицы — в Пуще-Водице. Но вместо реабилитационного центра для железнодорожников и ремонта ведомственного санатория построила там частный комплекс для отдыха Olympic Village. Причем возводило его структурное подразделение Укрзализныци, которое, согласно официальной версии, в это время “устраняло аварии на железнодорожных объектах”.

Подобная практика в Укрзализныце была повсеместной, из‑за чего, по словам министра инфраструктуры Андрея Пивоварского, в компании в конце прошлого года сложилась патовая финансовая ситуация. Одно из ее подразделений — Одесская железная дорога — даже объявило конвенцию, то есть признало, что у него нет топлива для обслуживания пассажиропотока. Более того, 12 мая сама Укрзализныця объявила технический дефолт.

Максим Бланк, исполняющий обязанности главы компании, говорит о ее основных проблемах: неэффективной системе управления, коррупционной составляющей, раздутом штате управления, огромном количестве функций, нерешенном вопрос с кросс-субсидированием и многих прочих.

Даже если прямых доказательств воровства в госмонополиях нет, подобные структуры все равно показывают фантастическую способность поглощать бюджетные средства. Так, главный госмонополист страны — НАК Нафтогаз Украины — по неаудированной отчетности в 2014 году увеличил чистый убыток в 4,5 раза, до 85,4 млрд грн. Эта цифра оказалась больше выручки компании. Ее чистый доход составил 74,4 млрд грн. Подобные данные ставят под сомнение необходимость существования структуры, генерирующей колоссальные убытки, считает Валерий Боровик, глава альянса Новая энергия Украины.

Возможно, проблему НАК удастся решить — по словам Павленко, Украина присоединилась к Энергетическому сообществу. И теперь обязана разделить компанию на несколько частей, чтобы отменить госмонополию в нефтегазовой отрасли.

Однако нынешнее руководство НАК в лице Андрея Коболева не спешит ее дробить. Аргументы — мол, Нафтогаз может через международные суды получить гигантскую компенсацию от российского Газпрома. И потому трогать эту потенциальную несушку золотых яиц пока не стоит. Боровик же считает, что только ради этого оставлять неэффективного монстра не стоит.

Купи и навари, продай и получи

Главный способ заработка на госмонополиях для их менеджмента и покрывающих его чиновников, по словам Елены Щербань, юриста Центра противодействия коррупции, являются закупки. “Сегодня порядка 90 % тендеров проходит с серьезными коррупционными правонарушениями”,— объясняет она. И добавляет, что при этом отсутствует ответственность за подобные действия. Только ее центр инициировал около 50 уголовных дел в сфере закупок. Но за два года ни одно из них не дошло до суда.

В Минюсте объясняют механизм тендерной коррупции: цена закупки госкомпанией чего‑либо искусственно завышается, и часть этой “маржи” идет в карман ее руководству. К конкурсу же допускаются лишь те фирмы, которые гарантируют чиновникам откат.

Еще один вариант — занижение цены на товары или услуги госкомпании. В этом случае в схему включается частный посредник, который получает их по низкой цене и перепродает на рынке с прибавкой. С нее и платится “гонорар” руководству.

Остановить поток

Не все новые госчиновники оседлали коррупционные потоки — часть из них пытается разработать эффективные методы борьбы со мздоимством.

Максим Нефьодов, замминистра экономики, считает: необходимо расширить конкуренцию и сделать процесс тендеров прозрачным. Для этого министерство планирует уже до конца года полностью перевести закупки в электронный формат и ограничить возможности засекречивания тендерных документов, чем ныне чиновники злоупотребляют. “Когда закупается, например, уголь и выбирается не поставщик с самой низкой ценой, а тот, о ком заказчик говорит: “У него есть некие преимущества, которые являются коммерческой тайной”,— объясняет заместитель министра.

Есть и еще одна проблема: сегодня невозможно понять, кто из членов тендерной комиссии как голосовал — за или против есть лишь итоговый протокол. Как рассказывает Нефьодов, из‑за этого даже при явной коррупции найти конкретного виновника физически невозможно. “Мы хотим, чтобы эти решения были персонифицированными и точно так же выкладывались в публичный доступ, как это происходит с остальным пакетом документации”,— говорит чиновник.

Также прозрачным процесс госзакупок может сделать публичная процедура онлайн-обжалования торгов.

Нефьодов отмечает, что внести соответствующие предложения в Раду ведомство планирует в ближайшее время. Это будет небольшой законопроект, который разработан совместно с организациями, занимающимися борьбой с коррупцией, при участии европейских консультантов.

Впрочем, недостаточно просто проконтролировать ход тендера, нужно отслеживать и результаты выполнения договора, говорит юрист Андрей Астапов, управляющий партнер Astapov Lawyers.

Часть экспертов предлагают решить проблему более радикальными методами — избавив государство от компаний-монополий. Об этом, в частности, говорит Тарас Качка, вице-президент Американской торговой палаты. Он уверен, что раздутые госкомпании мешают развитию рынков намного больше, чем олигархи, с которыми власти начали нынче войну.

А нардеп Борис Филатов, глава специальной парламентской контрольной комиссии по приватизации, и вовсе ратует за продажу всех госмонополий на открытом приватизационном конкурсе. “Эффективным собственником может быть только частный. Продать за большие деньги всегда проще, чем выдумывать какие‑то другие пути управления имуществом”,— говорит он. Мол, лучше честно продать, чем смотреть, как те или иные теневые силы рулят госсобственностью и разворовывают ее.

Чтобы избежать социальной напряженности и проблем с наполнением бюджета, которые могут последовать вслед за продажей госкомпаний, министр экономики Айварас Абромавичус предлагает способствовать активному развитию среднего бизнеса. Тот не только наполнит налогами казну, но и даст толчок инновационному развитию.

Однако первая попытка правительства избавиться от монополии — продать в начале года Укрспирт — натолкнулась на сопротивление Верховной рады, отмечает Петренко: тогда Свобода заблокировала трибуну, и законопроект не прошел. “Думаю, аналогичные проблемы мы получим и когда поставим вопрос о приватизации или разделении других госмонополий”,— говорит министр.

Олег ГАВРИШ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.