Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Kak_Viktor_Pinchuk_i_Igor_Kolomoyskiy_sporyat_za_Aerosvit.html?print

Игорь Калетник борется за правду

Коммерсант-Украина, №54, 29 марта 2010. Опубликовано 08:39 29 марта 2010 года
Новый глава Гостаможни Игорь Калетник потребовал от своих подчиненных увеличить отчисления в бюджет на 20 млрд грн — до 103 млрд грн.

По его мнению, это реально осуществить путем усиления контроля за достоверностью декларирования товаров, введения единого механизма определения таможенной стоимости и перекрытия каналов контрабанды. Импортеры готовы предоставлять таможенникам ценовую информацию о своих товарах, но опасаются, что увеличение таможенной стоимости приведет к сокращению импорта и инфляции.

На третий день после своего назначения глава Гостаможни Игорь Калетник провел первое рабочее совещание с руководством ведомства и его региональных подразделений. Он решил никого не увольнять в региональных таможнях, несмотря на то что уровень платежей в бюджет, как и в прошлом году, остается критическим, хотя и наблюдается оживление во внешней торговле (по данным на 25 марта, план выполнен всего на 58%). 30 руководителям были вынесены выговоры, а 5 начальников таможен, имеющих наихудшие показатели по отчислению налогов в бюджет,— Киевской региональной и областной, Южной, Криворожской и Днепропетровской — понижены в должностях до уровня заместителей.

На совещании господин Калетник объявил о стратегических направлениях работы Гостаможни, благодаря которым планируется увеличить платежи в бюджет на 20 млрд грн и по результатам года собрать свыше 103 млрд грн. Прежде всего необходимо усилить контроль за достоверностью декларирования товаров в полном объеме и под своими кодами товарной классификации.

В последнее время, по словам господина Калетника, например, одежда, в том числе и брендовая, декларировалась не под своим кодом, а как чулки, секонд-хенд или произведенная в Китае. Эта группа товаров имеет низкую пошлинную ставку, что позволяет снижать базу налогообложения. “Я предлагаю разработать совместно с налоговой администрацией приказ, чтобы торговля теми же брендовыми марками, осуществлялась в магазинах при наличии декларации с полной уплатой всех налогов и сборов”,— заявил он. После этого необходимо сформировать единый подход к определению таможенной стоимости. Во всех таможнях и пропускных пунктах должна быть единая цена, чтобы исключить “миграцию” товаров, так как практически по всем группам товаров произошло падение таможенной стоимости, налоговой нагрузки и, как следствие, платежей в бюджет. “97% обуви оформлено по цене $1-2, хотя 50% этой обуви стоит $29-30”,— возмущен господин Калетник. В то же время увеличение платежей ожидается и за счет роста импорта. По прогнозам руководителя Гостаможни, он составит 40%.

Игорь Калетник также намерен перекрыть каналы черной контрабанды с привлечением к уголовной ответственности таможенников, содействовавших реализации этих схем, взаимодействовать с зарубежными таможнями в плане обмена оперативной информацией, предоставить руководителям региональных подразделений полномочия самостоятельного кадрового формирования без согласования с центральным аппаратом.

Эксперты отмечают, что названные стратегические направления не являются новыми ни для самих таможенников, ни для бизнеса. По словам директора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олега Назаренко, достоверность декларирования товаров и единая таможенная стоимость были приоритетами и для бывшего главы Гостаможни Анатолия Макаренко, но в условиях дисбаланса государственной власти ему было сложно реализовать это в полном объеме. Сейчас импортеры автомобилей готовы предоставить в таможенные органы информацию о заводской стоимости товара. “Таким образом, таможенники будут знать, что, например, Mercedes с определенной комплектацией не может стоить дешево”,— подчеркнул господин Назаренко. Также ассоциация предлагает запрашивать у производителей стоимость продажи конкретного автомобиля, чтобы избежать его реализации через офшоры по заниженной цене.

Таможенный брокер Борис Магарычев уточнил, что всего 20-30% от общего количества импортеров практикуют занижение таможенной стоимости. В связи с этим попытка проконтролировать их скажется и на добросовестных предпринимателях, поскольку увеличение таможенной стоимости отразится на всех субъектах хоздеятельности. “В результате импортеры будут вынуждены или сократить импорт, или повысить цену на товары, что приведет к инфляции”,— опасается он.

Наталья НЕПРЯХИНА