Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Каждый день простоя — $20 000

[08:00 03 июля 2023 года ] [ Forbes-Украина, 2 июля 2023 ]

Украинские аграрии получили до $1 млрд убытков из-за саботажа зернового коридора Россией. Нужно ли бороться за его продолжение.

 17 июля завершается действие соглашения о “зерновом коридоре”. Эффективно он работал всего три месяца — в остальное время все было непредсказуемо. Сейчас около 30 судов ожидают разрешения российских инспекторов, а каждый день простоя стоит $20 000.

Зерновая инициатива не работает — аграрии заплатили более $1 млрд демереджа в ожидании разрешений от российских инспекторов, заявил во время встречи зернового клуба Украинской зерновой ассоциации ее президент Николай Горбачев. “По нашим расчетам, украинские агроэкспортеры потеряли по меньшей мере $210 млн демереджа с ноября 2022 года по июнь 2023 года”, — дает более скромную оценку СЕО  .

Фактически зерновая инициатива работала эффективно первые три месяца. С августа по октябрь 2022 года ею воспользовалось 421 судно. Они вывезли 9,7 млн т пшеницы, кукурузы, подсолнечника и растительного масла. Инспекционные команды, в которые входили представители Украины, ООН, Турции и России, пропускали в среднем 5—6 судов в день.
За три месяца больше всего зерновым коридором экспортировала Kernel Андрея Веревского — 813 500 т, согласно данным брокерской компании Maxigrain. В первую пятерку вошли: UkrLandFarming Олега Бахматюка (296 800 т), американская ADM (292 700 т), украинская Agroprosperis, принадлежащая американскому New Century Holdings (251 000 т) и  Андрея Вадатурского.
Первые попытки саботажа “зернового коридора” Россией начались уже осенью 2022 года, примерно через три месяца после начала работы зерновой инициативы, вспоминает Осипов.
В октябре коридором воспользовались 176 судов, в ноябре — 85, в июне 2023 — 37. “Если в марте по морским путям Украина экспортировала 4 млн т продукции, то в мае только 1,3 млн т — меньше трети возможных объемов”, — говорит Осипов.
С 1 мая 2023 года российские инспекторы регистрировали в среднем два судна за трое суток, говорит заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Украины . Из-за умышленной затяжки инспекций в Босфоре образовывались очереди из более 100 судов на вход и выход. “Сейчас около 30 судов ждут входа в порты, — добавляет он. — Некоторые из них ждут более 3,5 месяцев”.
Судно из 64 000 т зерна на борту основателя агрокомпании   стоит в проливе Босфор уже более 120 дней. За каждый день простоя владелец платит $20 000. “То, что мы заработали на зерновом коридоре, мы потеряли за месяц”, — говорит Гороян. В настоящее время судовладельцы в стоимость перевозки закладывают $15 за тонну на простой в Босфоре.
Российские инспекторы беспредельно ведут себя в рамках зернового коридора. Комиссия приезжала ближе к обеду на судно и не успевала сделать инспекцию из-за короткого рабочего дня, который завершался в 15:30, рассказывает Геннадий Иванов, директор BPG Shipping & Kronos Bulker. Могли гонять капитана судна за нетиповыми документами, что занимало еще несколько суток, или просто не появлялись на инспекцию. Могут выбирать из очереди прибывшее судно и игнорировать судно, стоящее в очереди месяцы, и многое другое, добавляет он. “По причине саботирования “зерновой инициативы” мир недополучил около 20 млн т продовольствия, — уверен Осипов. — Это об интересах не только украинского бизнеса, но и всего мира”.
СЕО Kernel Евгений Осипов /Viacheslav Muzyka
СЕО Kernel Евгений Осипов Фото Viacheslav Muzyka
Хотя и “коридор” выглядит слишком дорогим в пользовании, в прошлом году он обеспечил прирост золотовалютных резервов и сохранил желание аграриев засевать, говорит руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий. “Вероятно, без перспектив функционирования зернового коридора посевные площади в этом году были бы ниже на 25—30%”, — добавляет он.
“Это единственный вопрос, на который я не готов сейчас ответить, — говорил на встрече зернового клуба УЗА Васьков. — У меня нет уверенности, что у него есть шансы”. Васьков уверяет, что союзники — ООН и Турция — делают все возможное, чтобы соглашение было продлено.
Опрошенные Forbes аграрии отличаются во мнениях относительно целесообразности “коридора”. “Так, как он (коридор. — Forbes) работает сейчас, лучше пусть вообще не работает”, — говорит Гороян из “Прометея”. Если “зерновое соглашение” будет работать эффективно в течение следующего года, а прошлогодний уровень цен будет сохранен, то ориентировочная валютная выручка от экспорта может составить $13 млрд, подсчитывает Осипов из Kernel.
Что нужно, чтобы коридор работал эффективно? Следует обеспечить минимальные гарантии темпов поставок, а для этого увеличить количество инспекций в сутки до 12—15, считает Осипов. “Самое главное — работа “зернового коридора” должна стать прозрачной”, — добавляет он. На сайте ООН должна быть опубликована статистика прохода судов, а также информация о планировании инспекций. Тогда мир собственными глазами увидит, что когда украинская сторона подает на инспекцию 12—50 судов, на рассмотрение попадают лишь одно или два, говорит Осипов.
Любов ПЕТРУШКО

 

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.