Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Gibrid_iz_Tolyatti.html?print

Гибрид из Тольятти

Ведомости, №38, 4 марта 2010 . Опубликовано 13:20 04 марта 2010 года
Идеей Михаила Прохорова создать автомобиль будущего заинтересовался премьер-министр Владимир Путин. Теперь бизнесмену придется реализовывать проект в Тольятти.

Предмет обсуждения очень серьезный, будут приняты институциональные решения. Вот Прохоров нас порадовал. Так завлекательно рассказал об удивительном автомобиле будущего. Просто как фантастический роман“, — поделился член правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, первое заседание которой прошло вчера под руководством Путина. После обсуждения закона об инновациях Путин объявил следующий пункт повестки: “А теперь Михаил Дмитриевич расскажет нам про интересный проект. Я про него уже слышал, считаю его очень интересным”.

“С удовольствием”, — ответил Прохоров и рассказал министрам и чиновникам об автомобиле будущего — дешевом, простом и удобном. За ним большое будущее, убеждал он: в мире 1,5 млрд машин, которые можно поменять.

Группа “Онэксим” Прохорова с холдингом “Яровит” собираются создать серийное производство массового гибридного автомобиля. Задача — сделать машину c розничной ценой в 8888 евро, рассказывал в феврале президент “Яровита” Андрей Бирюков. $10 000, уценил вчера Прохоров.

Правительство одобрило проект, подвел итоги комиссии Прохоров: завод в Тольятти откроется в начале 2011 г., а с середины 2012 г. начнется выпуск автомобилей.

“Тольятти как базу для проекта Прохорову предложили в правительстве, — рассказывает чиновник Белого дома. — Там как раз много квалифицированных кадров и есть отличная площадка — “АвтоВАЗ”. Моногороду Тольятти как воздух необходимо открытие новых производств”.

Пока принято только принципиальное решение, что площадка будет в Тольятти, какая именно — еще предстоит решить, уточняет представитель “Онэксима”. Прохоров говорил только о строительстве завода в Тольятти, с “АвтоВАЗом” это никак не связано, заявил “Ведомостям” топ-менеджер “АвтоВАЗа” (представитель завода от комментариев отказался). Проект не связан с “АвтоВАЗом”, подтверждает Бирюков, это будет абсолютно новое производство. По его словам, в Тольятти партнеры собираются выпускать только легковую машину, а грузовики — в Петербурге, где у холдинга есть участок земли.

Прохоров уже второй раз представляет проект на высоких комиссиях, рассказывает чиновник правительства, дебют состоялся на президентской комиссии по модернизации. У президента презентация была гораздо скуднее — всего два слайда показал, говорит сотрудник администрации президента.

“Рассказ Прохорова понравился, но информации пока очень мало, чтобы оценить перспективы проекта”, — считает высокопоставленный чиновник правительства, прослушавший вчера презентацию. Прохоров предлагает интересную идею, солидарен высокопоставленный чиновник Минпрома, но “про бизнес в ней ничего нет”.

Минпромторг и Минэкономразвития даже не внесли проект Прохорова в стратегию развития автопрома до 2020 г., которую сегодня рассмотрит президиум правительства. “Трудно в концепцию вписать мечту”, — объясняет чиновник Минпромторга.

“Это бизнес-проект”, — настаивает Прохоров, предполагая получить прибыль через 4-5 лет. Этой идеей “Онэксим”, по его словам, занимается уже 1,5 года, чтобы ее получить, анализировали работы многих автоконцернов, саму идею нашли в США. “За проектом реальное будущее”, — спокоен Прохоров.

Срок окупаемости новой платформы при условии выпуска на ее базе 1 млн машин в год — около пяти лет, оценивает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. Консорциум “Онэксима” и “Яровита” заявляет более скромные параметры проекта, значит, срок окупаемости сильно затянется, полагает эксперт.

Чиновники настороженно приняли проект Прохорова, рассказывает чиновник аппарата правительства: “Но с идеей работать придется”. Сам Прохоров к этому относится спокойно: “Мы пока справимся сами”. Ему нужны от государства не деньги, а поддержка: упрощение режима сертификации, чтобы многие могли собирать эти автомобили, развитие рынка сжиженного природного газа и помощь с обеспечением квалифицированными кадрами. Популярность нового автомобиля сильно зависит от развития сети газовых заправок, количество которых, особенно в регионах, невелико, согласен Агибалов.

Евгения ПИСЬМЕННАЯ, Анатолий ТЕМКИН, Алексей НЕПОМНЯЩИЙ