Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Железорудное дно: украинские ГОКи работают на грани рентабельности

[18:10 15 марта 2016 года ] [ Forbes-Украина, 15 марта 2016 ]

Отрасль просит поддержки у государства, но чиновники пока не разработали внятной стратегии.

Украина в ближайшее время может потерять часть своего горнорудного комплекса — одного из главных поставщиков валютной выручки в страну. Об этом уже несколько месяцев публично трубят руководители всех горно‑обогатительных комбинатов (ГОКов): Полтавского (Ferrexpo, Константин Жеваго), Южного, Ингулецкого, Северного, Центрального ГОКов, Криворожского и Запорожского железорудных комбинатов (“Метинвест”, Ринат Ахметов, Вадим Новинский, Evraz Group, “Приват” и словацкая Minerfin) и ПАО “Евраз Сухая Балка” (группа Evraz Group, РФ).

Основные причины неутешительных прогнозов — очень плохая конъюнктура на мировых рынках, а также высокое фискальное и тарифное давление на отрасль внутри страны. Cтоимость железорудного сырья беспрерывно падает более трех лет. По сравнению с пиковыми показателями 2011 года цены снизились почти на 80% — с $191,7 до $40 за тонну в конце 2015‑го. Затяжная рецессия в Украине значительно уменьшила внутренний спрос на железную руду. Чтобы остаться на плаву, предприятия вынуждены увеличивать поставки на экспорт, на которые сегодня приходится более 50% всего производимого сырья. Валютная выручка составила $1,95 млрд за январь—ноябрь 2015 года против $3,3 млрд в 2014‑м.

Крупнейшими потребителями украинского железорудного сырья (ЖРС) в денежном выражении являются Китай — 45,55%, Польша — 10,53%, Чехия — 10,23%. Экспортные цены должны покрывать себестоимость производства железорудного сырья, включая рентную плату и расходы на логистику. Если экспортные цены будут ниже, то предприятия можно закрывать, а месторождения консервировать. Нашим ГОКам становится все труднее конкурировать с мировыми лидерами железорудного рынка: Vale Inco, Rio Tinto Group, BHP, Fortescue Metals Grouр, контролирующими 75% производства ЖРС в мире.

У них себестоимость находится в пределах $20 за тонну, а иногда и ниже, тогда как у украинских ГОКов — около $25 за тонну. Однако наши ГОКи стараются не сокращать поставки при любой цене, так как в случае потери рынков восстановить поставки при растущем уровне конкуренции со стороны бразильских и австралийских компаний будет очень сложно.

Гадание на окатышах

Мировые цены на железорудное сырье откатились на уровень семи‑восьмилетней давности. “Основной причиной стало сокращение потребления стали в Китае после 34 лет стабильного роста со среднегодовыми темпами в 15—20%. Рынок КНР настигла “болезнь быстрого роста”, когда платежеспособный спрос не успевает за быстрорастущим производством и избыточным предложением. Но рынок нормализуется в течение ближайших лет, после выравнивания баланса спроса и предложения”, — уверен Владимир Власюк, директор ГП “Укрпромвнешэкспертиза”.

Сегодня производители в раздумьях — прошел ли рынок дно. В конце ноября 2015 года основатель хеджевого фонда Galtere Рени Хогеруд заявила, что цены достигнут предела падения в течение трех—шести месяцев. И уже 11 декабря стоимость руды с 62%‑м содержанием железа с поставкой в китайский порт Циндао снизилась до $38,3 за тонну — это минимум с начала сбора данных в мае 2009 года. В начале2016‑го цена немного подросла и в конце февраля держалась в пределах $44—45 за тонну.

Основатель австралийской металлургической компании Fortescue Эндрю Форрест заявил, что отрасль должна быть готова к дальнейшему ухудшению, поскольку спрос на сталь в Китае остается слабым. Его поддержал бывший главный экономист Rio Tinto Дэвид Хампфрис: “Перепроизводство стали в Китае составляет порядка 300 млн т, и эти мощности нужно не просто закрыть, а уничтожить и сравнять с землей”.

Ведущие консалтинговые компании мира также ухудшили прогнозы по цене. “Есть высокая вероятность того, что стоимость железной руды опустится ниже $30 за тонну в 2016 году”, — заявил глава азиатской команды сырьевых экспертов Citigroup Иван Шпаковский. В Axiom Capital Management Inc. (Нью‑Йорк, США) считают, что стоимость железной руды в этом году опустится до уровня чуть выше $30 за тонну и войдет в ценовой диапазон $20—29 за тонну в 2017‑м.

В 2015 году переизбыток ЖРС на рынке превысил 100 млн т. По прогнозам Bloomberg Intelligence, избыток железной руды на экспортном рынке сохранится до 2020-го. А ряд производителей с проектами с низкой себестоимостью заявляют об увеличении добычи руды в ближайшие два-три года, что означает вытеснение с рынка части поставщиков.

На долю КНР приходится порядка 70% потребления ЖРС. Но, по данным Китайской ассоциации чугуна и стали (China Iron & Steel Association, CISA), в 2014 году объем выплавки стали достиг пикового значения в 823 млн т, в 2015‑м показатель снизился на 16 млн т, в 2016 году уменьшится еще на 23 млн т. А значит, будет снижаться и потребность в руде.

Спасение утопающих

По мнению Романа Тополюка, аналитика Concorde Capital, небольшие горнодобывающие компании продолжают работать благодаря двум моментам. Во‑первых, цены упали на все сырье, в том числе и на нефть, что снизило затраты на производство и логистику. Во‑вторых, произошла девальвация ряда национальных валют, что позволило снизить себестоимость производства в долларовом эквиваленте. “Компаниям надо не закрываться сразу, а искать оптимальный баланс между себестоимостью и рыночной ценой. Возможно, рентабельность будет близка к нулю. Но предприятие будет присутствовать на рынке”, — говорит Тополюк.

“Для украинских производителей неизбежна оптимизация затрат, а также фокусирование на рынках с выгодной логистической составляющей — прежде всего на внутреннем рынке и странах ЕС. Высокая загрузка позволяет “размазывать” фиксированные затраты. Но не исключена приостановка работы менее эффективных рудников”, — считает Иван Дзвинка, аналитик компании Eavex Capital.

В конце января руководители украинских горно-обогатительных комбинатов направили официальное письмо в Кабинет министров, в котором заявили, что “низкие цены на руду и значительные логистические расходы уже привели к тому, что большинство отечественных экспортеров работает в убыток”.

Отечественные рудодобытчики приводят в своем обращении сравнение логистических затрат. Неснижаемый уровень затрат на логистику составляет $17,2/1 т и лишь около 20% расходов зависят от рыночной конъюнктуры.

Поэтому представители ГОКов просят правительство пойти им навстречу “до стабилизации ситуации на внешних рынках металла и ЖРС”, а именно снизить уровень портовых сборов, тарифы на железнодорожные перевозки и погрузку, плату за недра и маржу “Нафтогаза” в цене природного газа. Но у государства публичной позиции и стратегии относительно целесообразности поддержки отрасли пока нет.

Инна КОВАЛЬ

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.