Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“Газпром” спасем вместе

Рентабельность монополии плотнее интегрируют в украинский бюджет.

Планы российского правительства провоцируют “Газпром” занимать жесткую позицию в переговорах с Киевом о дальнейших условиях сотрудничества по газовым поставкам. Так Москва надеется обеспечить конкурентоспособность холдинга на рынках стран ЕС, которые обеспечивают его акционерам наибольшую доходность.

Накануне переговоров Николая Азарова и Владимира Путина 26 октября, во время которых украинский премьер попытается добиться изменения условий действующих газовых контрактов, глава Минэнерго России Сергей Шматко заявил о необходимости снижения расходов на транспортировку газа, чтобы “Газпром” имел возможность завоевывать новые зарубежные рынки.

“Снижение издержек в транспортировке является ключевым моментом в обеспечении конкурентоспособности “Газпрома”. Чтобы обеспечивать конкурентоспособность российского газа, мы должны серьезно работать, иначе дальше Германии нам поставлять будет сложно…” — сказал Сергей Шматко, отвечая на вопрос председателя российского правительства Владимира Путина, действительно ли затраты на транспортировку составляют 52% цены на газ.

В настоящее время около 80% российского газа в страны ЕС транспортируется через украинскую газотранспортную систему. Таким образом, снижение транспортных затрат “Газпрома” напрямую зависит от договоренностей с украинским правительством о размере транзитной ставки, которая сейчас составляет $1,7 за 1 тыс. куб. м на 100 км. Эксперты уже давно обращают внимание на заниженную стоимость транзита для “Газпрома” по украинской территории в сравнении с его контрактами со странами ЕС (например, в Венгрии монополия платит $2,7, в Австрии — $3,4 за 1 тыс. куб. м на 100 км). Однако ранее Киеву не удавалось поднять транзитный тариф для “Газпрома” до коммерчески обоснованного уровня. В разных правительствах всегда утверждали, что это одно из условий поставок российского газа на украинский рынок по льготной цене. Очевидно, не сможет записать себе в достижения и Кабмин Николая Азарова наращивание доходов “Нефтегаза” за счет отказа от спорных принципов тарифного ценообразования в отношениях с российской монополией. В повестке дня, судя по заявлениям президента Виктора Януковича и министра топлива и энергетики Юрия Бойко, этот вопрос не стоит.

Не намерены украинские переговорщики обсуждать с “Газпромом” и Владимиром Путиным также вопрос рационального использования украинских подземных газовых хранилищ, за счет которых российская монополия обеспечивает бесперебойные поставки своего газа на западные рынки, а “Нефтегаз”, по подсчетам экспертов, теряет возможность дополнительно зарабатывать более $1 млрд. в год. В Минтопэнерго неофициально признают, что это одна из политических уступок российской стороне, суть которой состоит в том, что объемы закупок “Нефтегаза” не зависят от сезонных потребностей украинского рынка в голубом топливе, а его излишки накапливаются в ПХГ. “Зимний отбор из ПХГ создает в трубопроводной системе Украины свободные мощности для роста поставок российского газа в Европу. Для обеспечения зимнего экспорта без украинских ПХГ “Газпрому” пришлось бы построить два новых газопровода из Западной Сибири в Европу вроде “Уренгой — Ужгород”,— пояснил Михаил Корчемкин из East European Gas Analysis.

Таким образом, Украина остается единственным крупным импортером газа в мире, закупки которого летом превышают реальные потребности. В свою очередь за хранение газа платит не “Газпром”, а украинские потребители. То есть действующие договоренности Москвы и Киева по газу позволяют “Газпрому” частично перекладывать финансовое бремя на “Нефтегаз” и украинский госбюджет при исполнении контрактов со странами ЕС за счет согласия Киева использовать мощности украинских ПХГ в угоду российской монополии и себе в убыток.

“Нефтегаз” покупает газ впрок. То, что газ для закачки в ПХГ покупается весной и летом, а продается потребителям зимой, никого не беспокоит. Надо, чтобы этот газ в украинских ПХГ хранил “Газпром” и платил по соответствующим тарифам, как он это делает в Европе”,— сказал “Экономическим известиям” Михаил Корчемкин.

В отличие от украинских исполнительных органов, Федеральная таможенная служба РФ озаботилась проблемой наполнения госбюджета и гарантии поступления таможенных платежей, поэтому стремится ужесточить правила таможенного режима для “Газпрома”. По данным российского госпредприятия “Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса”, на 2 октября “Газпром” закачал в зарубежные хранилища 3,4 млрд. куб. м газа. По действующему порядку, концерн продаст это топливо предстоящей зимой и тогда же заплатит пошлины (около $300 млн., если цены не изменятся). Но если новый закон о таможенном регулировании будет принят в нынешней редакции, концерну придется отвлекать средства на аванс или гарантии. Чтобы избежать этого, “Газпром” сейчас бьется с российскими законодателями за право платить пошлины после продажи газа, т.е. пытается добиться для себя особых условий, прописанных в законе о таможенном регулировании.

А Киев, судя по приоритетам украинский властей в предстоящих переговорах с “Газпромом”, намерен искать возможность для компенсации потерь “Нефтегаза” и госбюджета от коммерчески необоснованных условий сотрудничества с Кремлем за счет участия в российском газодобывающем секторе. Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что говорить о прозрачности сырьевого сектора в России просто не приходится. Но это не препятствие для украинской стороны. По словам Виктора Януковича, “больше всего нас интересует возможность участвовать в добыче газа на территории России и доставке этого газа в Украину”. “Россия хотела бы получить доступ к управлению украинскими газопроводами. Мы готовы обсуждать эти вопросы с Москвой. Вполне вероятно, что Россия и Украина договорятся о том, чтобы вместе модернизировать наши газопроводы, а также относительно общего управления новыми ветвями газотранспортной системы”,— заявил на прошлой неделе украинский президент в интервью французской газете Le Figaro. Также, по его словам, Киев обсуждает с Москвой создание совместного предприятия “Нефтегазом” и “Газпромом”, но это не означает их слияние.

Эксперты затрудняются прогнозировать исход украинско-российских газовых переговоров в этом году и обращают внимание на неуступчивость Москвы в отношениях с украинскими партнерами. Пока российские чиновники заявляли лишь о готовности снизить контрактные обязательства Киева по отбору газа, установив минимально необходимый отбор топлива в следующем году на уровне 2010 г. — около 36 млрд. куб. м газа. При этом все попытки правительства Украины переписать условия газовых контрактов, подписанных в прошлом году при поддержке премьеров Юлии Тимошенко и Владимира Путина, а также внести в транзитный контракт обязательства “Газпрома” по транспортировке определенных объемов газа, были отвергнуты российской стороной.

Светлана ДОЛИНЧУК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.