Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“Газпром” раздувает контракты

Прогнозы “Газпрома” об увеличении экспорта в ЕС вдвое превышают ожидания некоторых его европейских партнеров.

Тем самым Россия пытается убедить Украину и Евросоюз в отсутствии политической подоплеки строительства обходных газопроводов. Но, по мнению экспертов, без “достойных конкурентов” риски сокращения транзитных доходов у “Нефтегаза” остаются реальными.

Страны Евросоюза к 2030 г. ожидают наличия спроса на газ в размере 165 млрд. куб. м в год. Об этом вчера сообщил Ханс-Петер Флорен, член правления немецкого энергетического концерна E.ON Ruhrgas. Хотя, признал он, некоторые экспертные оценки колеблются от 455 млрд. до 620 млрд. куб. м. Учитывая нестабильность в мировой экономике, которая ставит под сомнение наращивание промышленного производства в скорой перспективе и возврат его объемов до докризисного уровня, господин Флорен призвал “Газпром” скорректировать долгосрочные контракты на поставки газа. “Нам нужно изменить наше традиционное представление о поставках газа в Европу и для этого серьезно изменить наши долгосрочные обязательства”,— отметил он.

Прогнозы, озвученные вчера зампредправления “Газпрома” Александром Медведевым, в долгосрочной перспективе отличаются от тех, которые считают актуальными в компании E.ON Ruhrgas. Он оценил спрос на газ в Европе в 2020 г. в 380 млрд. куб. м, а в 2030 г. — до 400 млрд. куб. м. Также ранее в “Газпроме” отмечали, что холдинг уже законтрактовал с европейскими потребителями до 2030 г. поставки газа в 216 млрд. куб. м в год, а за счет запуска газопроводов “Северный поток” и “Южный поток” ежегодный экспорт газа из России может вырасти к тому времени до 455-520 млрд. куб. м.

Такой положительной динамикой в потреблении на территории ЕС лоббисты интересов “Газпрома” обосновывают экономическую целесообразность строительства новых газопроводов в обход украинской территории, признавая при этом важность снижения транзитных рисков при поставках российского газа.

Но в “Нефтегазе Украины” считают иначе. Зампредправления компании Вадим Чупрун обратил внимание, что в соответствии с аналитическими расчетами, модернизация украинской ГТС требует значительно меньших финансовых ресурсов, чем инвестпроекты “Газпрома” по строительству газопроводов в обход Украины и строительство подземных хранилищ газа в странах Европы. “Это спорный вопрос, пусть профессионалы, аналитики, доказывают миру как лучше”,— отметил он. Также, по словам господина Чупруна, создание международного консорциума для модернизации украинской ГТС — это наиболее перспективный проект, “поскольку Украина не имеет достаточного финансирования”.

Как сообщали “і”, 22 ноября в Брюсселе состоится трехстороння встреча Украина-Россия-ЕС, посвященная этой проблеме. Господин Чупрун надеется, что результатом ее проведения станет “большая ясность относительно того, какими объемами, темпами, силами и ресурсами” будет осуществляться модернизация украинской ГТС.

Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы (Москва), считает, что на данном этапе речь идет только о возрождении организационно-правовой формы газотранспортного консорциума. “Сейчас украинская ГТС по закону может принадлежать исключительно государству. Если предложения России будут приняты, то, очевидно, Европы в консорциуме не будет. Что, в общем, на руку Украине, так как лучше быть в паритете с Россией, чем с 33% против 66% России и Европы, которые могут объединить свои усилия”,— считает эксперт.

Несмотря на скептические оценки аналитиков рыночной целесообразности обходных проектов “Газпрома”, Валерий Язев, глава Российского газового общества, уверен, что и “Северный поток”, и “Южный поток” — это коммерческие проекты, которые рассчитаны на окупаемость и возврат инвестиций и получение прибыли. Кроме того, все проекты являются международными, то есть в состав учредителей входят представители разных заинтересованных стран. “Полагаю, что если бы по этому пути пошла бы и Украина, она бы только выиграла”,— сказал господин Язев.

Однако правила игры на российском газовом рынке не дают Украине возможности воспользоваться в полной мере принципами свободной конкуренции при организации импорта российского газа, чтобы тем самым иметь основания для расширения участников консорциума по модернизации ГТС с российской стороны. Например, в этой роли мог бы выступить основной конкурент “Газпрома”, вторая по объемам добычи газа в России компания НОВАТЭК.

“По российским законам, экспортер газа — только “Газпром”, и ожидать поставок от НОВАТЭКа не имеет смысла”,— отметил Михаил Крутихин из консалтинговой компании RusEnergy. По его словам, перспектива конкуренции есть, но пока она искусственно раздувается. “Не исключены два варианта: либо в правительстве России действительно поймут, насколько неэффективен и затратен “Газпром” и создадут ему в будущем конкурента, либо дело кончится, как с компанией “Сибнефть” Романа Абрамовича (нарастят активы, стоимость и продадут компанию втридорога тому же “Газпрому”, распилив бюджетные деньги в пользу пары олигархов)”,— сказал “Экономическим известиям” эксперт, подытожив, что “как объект для сотрудничества украинских компаний НОВАТЭК пока достойно не выглядит”.

Светлана ДОЛИНЧУК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.