В начале прошлого года “Газпром” и часть долга “РосУкрЭнерго” получил от “Нафтогаза Украины” (в объеме 1,7 млрд. долл.), и в последующих судебных разбирательствах между “Нафтогазом” и РУЭ вроде бы оказался ни при чем. Хотя именно “Газпром” владеет 50% “РосУкрЭнерго”. И достаточно было бы одного его слова, чтобы “РосУкрЭнерго” умерила свои аппетиты и уж тем более не подавала иск к НАК “Нафтогаз Украины” в Стокгольмский арбитраж.
Правда, еще до этого второй весомый совладелец “РосУкрЭнерго” Дмитрий Фирташ преуспел на ниве приватизации химических предприятий. А также к настоящему моменту получил не теоретический, а практический контроль над основными газораспределительными сетями Украины (то есть гор- и облгазами). Ему, похоже, есть чем торговаться с “Газпромом”.
Итак, металлургические и химические предприятия, как и газотранспортная система Украины, полностью зависят от поставок и стоимости российского газа. При том, что, увы, их техническое и технологическое состояние оставляет желать лучшего. И ежели их владельцы этого не поймут и не предпримут в ближайшее время решительных действий, останутся владельцами груд никому не нужного металла. И еще: надеюсь, украинские олигархи понимают, что именно от руководства Российской Федерации зависит не то что конкурентоспособность, а сам факт выживаемости этих отраслей промышленности, где заняты сотни тысяч украинцев. Печально, но это практически уже факт.
С разницей в неделю российские и украинские работники нефтегазовой отрасли празднуют свой профессиональный праздник. Увы, для украинских газовиков 12 сентября 2010 года может стать их последним профессиональным днем — не исключено, что последующие, как и 20 лет назад, они будут праздновать вместе с российскими коллегами. И не в силу солидарности или по привычке — просто это может быть уже одна отрасль. Несмотря на традиционные приветствия первых лиц украинского государства…
Ведь по сути от газовой отрасли остались всего лишь газотранспортная система (ГТС) Украины, да еще подземные хранилища газа (ПХГ), что в принципе является единым производственным комплексом. Да еще 17—18,5 млрд. кубометров ежегодной добычи газа украинскими предприятиями — в основном “Нафтогазом Украины” в лице подразделений “Укргаздобычи”, а также “Черноморнефтегаза” и “Укрнафты”. Ах да, еще две газоперерабатывающие установки, которые, увы, не делают погоду на рынке нефтепродуктов.
С этого времени события в основном в газовой отрасли (нефтяная и нефтеперерабатывающая уже давно не принадлежат Украине, хотя и находятся под ее юрисдикцией и даже платят налоги в украинскую казну) могут развиваться по нескольким сценариям (вариантам). Если вообще будут развиваться.
СП: “Нафтогаз”—“Газпром”
Рассмотрим вариант первый, наиболее просчитываемый. Нам всем буквально вдалбливают в головы, что иного выхода сохранить отечественную газотранспортную систему, “чем создание СП (консорциума) “Нафтогаза Украины” с “Газпромом”, нет. Мол, только таким образом можно гарантировать наполнение (а значит, безубыточную работу) газотранспортной системы Украины. Отчасти это правда.
Идея создания СП “Нафтогаз Украины”—“Газпром” предельно проста. В случае ее реализации “Газпром” всего-навсего юридически зафиксирует нынешний расклад на газовом рынке: “Нафтогаз” выполняет заявки или “Газпрома”, или “Газпром экспорта”, что одно и то же по факту, и в общем-то работает в струе российского монополиста — других-то поставщиков газа для украинской ГТС нет. Весь газ, даже когда были прямые контракты с Туркменистаном и Таджикистаном, все равно шел через газопроводную систему “Газпрома”. И тот направлял и контролировал весь процесс транзита газа.
И “Газпром” не уставал напоминать “Нафтогазу Украины”, что ежели тот поднимет тариф на транзит российского газа по территории Украины, то и “Газпром” увеличит транзитную ставку по своей территории для газа, предназначенного Украине.
“Газпром”: иду на вы
Активной фазе склонения “Нафтогаза” к слиянию с российским “Газпромом”, как водится в России и “Газпроме”, предшествовала не менее активная PR-кампания. Помимо традиционного информационного прессинга, “Газпром” на прошлой неделе собрал пул украинских журналистов и отправил их в Москву и, если не ошибаюсь, далее в Уренгой. Мол, посмотрите, чем дышит крупнейшая газовая монополия. Посмотрели бы, ну и что? Если бы затем все материалы украинских журналистов не должны были пройти жернова прессинга-согласования пресс-службы “Газпрома”…
Чтобы подчеркнуть важность мероприятия, даже главу “Газпрома” Алексея Миллера выставили в первые ряды. И тут началось. Алексей Борисович без обиняков выдал перед украинскими журналистами весь запрограммированный набор пожеланий “Газпрома” и Кремля. “Нам не интересна идея создания СП ради самого СП”, — подчеркнул он. Россиян интересует, как заявил премьер Владимир Путин, слияние этих двух газовых компаний.
По словам А.Миллера, в случае слияния “Газпрома” и “Нафтогаза Украины” Украина должна будет отдать в собственность “Газпрома” свою газотранспортную систему. “Газпром” же пообещал (в который уже раз) профинансировать модернизацию украинской ГТС и допустить украинскую сторону к разработке ряда месторождений в РФ.
Еще одно уникальное обещание — снизить цены на газ для населения Украины до уровня цен на газ для населения России (сейчас в среднем каждый украинец платит за газ около 100 долл. за 1000 кубометров, россиянин — 60 долл.). Обещание сомнительное, если учесть, что в самой Российской Федерации намерены в ближайшие два-три года выровнять экспортные и внутрироссийские цены на газ.
Очередное обещание “Газпрома” — разработка Украиной российских газовых месторождений. Но кто сказал, что это просто и недорого?.. Тем более, что экспортировать добытый в РФ газ может только “Газпром”.
8 сентября министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко публично заявил, что НАК “Нафтогаз Украины” не войдет в состав ОАО “Газпром”. “У нас есть позиция нашего президента о создании любого объединения только на паритетных началах”, — подчеркнул он. При этом глава Минтопэнерго отметил, что украинская сторона продолжает внимательно изучать предложения российских партнеров. Какие предложения?
В то же время в который уже раз А.Миллер подчеркнул, что без газа сама по себе газотранспортная система Украины — металлолом, который практически ничего не стоит. А заодно заявил, что отказываться от строительства обходного газопровода “Южный поток”, как того просит Украина, Россия не собирается — мол, под него уже есть контрактные обязательства. С главой “Газпрома” в этом вопросе трудно спорить, но если “контрактными обязательствами” он считает протоколы о намерениях со множеством компаний, то это еще не обязательства, а всего лишь намерения. Намерения, которые могут не осуществиться. Разумеется, при желании прежде всего “Газпрома”.
Если бы не транзитный тариф…
Теоретически уже несколько лет ставка транзита и цена газа никоим образом не связаны. Это подтверждено и в газовых договорах от 19 января 2009 года. Но, как было подробно описано в статье “Украина—Россия: перспективы газового урегулирования” (“Зеркало недели”, №32 от 4 сентября 2010 года), существует фактор, который может оказать решающее влияние на транзитную политику и “Газпрома”, и “Газпром экспорта”, и “Нафтогаза”, и “РосУкрЭнерго”. Авторы “Зеркала недели” уже акцентировали внимание на том, что неспроста РУЭ так усиленно отстаивала правомочность, скажем так, транзитного контракта с “Нафтогазом Украины”. По одной простой причине: почти на четверть века в этом контракте зафиксирована ставка транзита газа через территорию Украины в размере 1,09375 долл. за 1000 кубометров на 100 км. Контракт был заключен 29 июля 2004 года между только что созданной на тот момент компанией со швейцарской пропиской “РосУкрЭнерго” и НАК “Нафтогаз Украины”.
Сокращенно этот контракт и в Стокгольме, и в Шевченковском суде Киева называют “контракт 3/04”. И именно он дает возможность РУЭ рассчитывать и на 12,1 млрд. кубометров газа из украинских ПХГ, и на 193 млн. долл., и — главное — на минимальную на сегодняшний день транзитную ставку. Даже грубые подсчеты свидетельствуют, что в случае возобновления действия транзитного тарифа по контракту 3/04 “РосУкрЭнерго” (либо же ее преемник) заработает (сэкономит — это уж кому как) около 40 млн. долл.
Не потому ли “РосУкрЭнерго” до конца отстаивает вердикт Стокгольмского арбитража от 8 июня 2010 года (см. “Зеркало недели”, №22 от 12 июня 2010 года)? И в Шевченковском суде Киева, и в Апелляционном суде? И по одной причине — компании “РосУкрЭнерго” жизненно важно закрепить вердикт Стокгольмского арбитража в Украине, чтобы именно здесь это решение вступило в законную силу и исполнялось.
Причем исполнялось так, как уже многократно было описано в “Зеркале недели”. То есть как удобно скорее “РосУкрЭнерго” и, соответственно, “Газпрому”. И, похоже, все к этому идет.
Альтернатива “Южному потоку”. Украинский вариант
Существует несколько альтернатив этому проекту с разной степенью вероятности. Одна из них — украинская альтернатива “Южному потоку”. И если бы не большая политика, густо замешанная на газе, глядишь, этот вариант имел бы куда больше шансов.
Но прежде напомню, что изначально представлял собой проект “Южный поток”. Его маршрут — со Ставрополья через Черное море в Болгарию (двумя маршрутами — первоначальный проект).
Глава Минтопэнерго Украины знает не только то, что около 900 км трубы должно пройти по Черному морю на глубине двух километров. Знает он и то, что стоимость этого проекта — около 20 млрд. долл. (Хотя это не последнее слово.) И несмотря на то, что участвовать в проекте “Южный поток” вызвались такие гранды нефтегазовой отрасли, как итальянская ENI, французская EDF, греческая DESFA, австрийская OMV, “Южный поток” так пока и остается проектом. Проектом-страшилкой для “Нафтогаза” Украины и для Украины в целом.
Министр топлива и энергетики Юрий Бойко в последнее время на переговорах в Москве акцентировал внимание на варианте, предлагаемом украинской стороной: вместо “Южного потока” сосредоточить внимание и ресурсы, в том числе финансовые, на реконструкции и достройке украинского участка газопровода, по которому российский газ также можно поставлять в Румынию в увеличенных объемах. А далее — в другие страны Европы.
Выгода для всех сторон:
— во-первых, Украина не остается с пустыми газопроводами;
— во-вторых, РФ экономит почти 19 млрд. долл. и поставляет в страны Евросоюза тот же объем газа, который планировали поставить по газопроводу “Южный поток”;
— в-третьих, ЕС получает желаемый объем российского газа.
Теперь в общих чертах об одной из украинских альтернатив “Южному потоку”. По идее, трубопровод должен начинаться на российской газораспределительной станции Тельма, которая соединяется с украинской газоизмерительной станцией (ГИС) в пункте Ананьев. Проектная мощность этого отрезка — 22 млрд. кубометров природного газа. Но реально при всех осложняющих условиях по нему можно прокачать всего лишь около 16 млрд. кубометров в год.
Соединяется этот участок с крупным украинским газоперекачивающим центром Орловка. То есть только и всего, что необходимо — построить до Орловки газовую перемычку длиной 390 км. И тогда продуктивность этого участка возрастет до 45 млрд. кубометров в год. Заметьте, строительство обойдется едва ли не в 20 раз дешевле, чем сооружение “Южного потока”.
Понимают это и россияне, хотя продолжают подписывать протоколы о намерениях со множеством компаний. Список последних впечатляет. Но и стоимость “Южного потока” тоже впечатляет — 20 млрд. долл.
Не проще ли достроить за 1 млрд. долл. перемычку на Ананьев и включиться в трубу, прямо выходящую на Румынию? Не этого ли хотят “Газпром” и Европа?
Детали предложенного Украиной “Газпрому” проекта, разумеется, остаются пока “за кулисами”. Но то, что это предложение Украины вызвало живой интерес у россиян, “Зеркалу недели” известно доподлинно.
От газотранспортной системы и подземных хранилищ газа Украины с надлежащей инфраструктурой “Газпром” вряд ли откажется. По крайней мере, в ближайшее время. Но даже если на рынке всего один продавец и один покупатель, то уважающий себя бизнесмен, конечно же, будет торговаться и до минимума сбивать цену. Допустим, эксперты скажут, что ГТС Украины стоит 20 млрд. долл. Как опытный торговец, “Газпром” в итоге попытается сбить цену до… 1 млрд. долл. Тем более что перевес на его стороне: и газ его, и любой другой газ в Украину можно доставить только с его позволения, и обходящие Украину газовые маршруты “Газпром” строит и проектирует. Так что, как в анекдоте: “походи по рынку, поторгуйся”.
Глава Минтопэнерго Украины Ю.Бойко активно предлагает в качестве решения газовой проблемы Украины строительство на одесском побережье LNG-терминала. Но дело даже не в том, что в лучшем случае это станет возможным минимум через три-четыре года. Даже если это и произойдет, где взять газ, танкеры для его перевозки? Пока что Ю.Бойко на эти вопросы не отвечает.
Алла ЕРЕМЕНКО
Что скажете, Аноним?
[17:01 16 ноября]
[14:55 16 ноября]
[23:22 15 ноября]
13:00 16 ноября
12:30 16 ноября
11:30 16 ноября
11:00 16 ноября
10:30 16 ноября
10:00 16 ноября
09:30 16 ноября
09:00 16 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.