Эти средства были выделены европейскими финансовыми организациями. Но для полной реализации планов по повышению эффективности работы украинской ГТС Киев и Брюссель надеются на партнерство с российским “Газпромом” как стратегическим поставщиком голубого топлива на рынки стран ЕС.
В Еврокомиссии, поддерживая предоставление средств на модернизацию ГТС, выразили надежду, что украинский маршрут останется основным для поставок российского газа в Европу. Несмотря на строительство новых газопроводов в обход Украины, в “Газпроме” обещают, что транзит топлива через украинскую ГТС не сократится, а имеет шансы в перспективе увеличиться. Это связано с оптимистическими ожиданиями специалистов российской монополии, которые прогнозируют существенное наращивание потребления газа в странах Европы в связи с окончанием рецессии в национальном производстве стран региона. Однако глава “Газпрома” Алексей Миллер предупреждает, что у Украины осталось не так много времени, чтобы определиться с модернизацией своей ГТС. По его подсчетам, на реализацию соответствующих инвестпроектов в течение ближайших семи лет потребуется EUR6,5 млрд., из которых EUR3 млрд. — на первоочередные работы.
В украинском правительстве наиболее приемлемым вариантом реализации проекта модернизации ГТС рассматривают создание трехстороннего совместного предприятия с участием “Газпрома” и европейских нефтегазовых компаний. Это будет отвечать интересам как потребителей газа в Европе, так и его поставщика — России. Кроме того, глава Минэнергоугля Юрий Бойко считает, что модернизация ГТС в сжатые сроки сокращает шансы реализации планов “Газпрома” по строительству газопровода “Южный поток” — прямого конкурента украинского маршрута транзита российского газа в Европу. “Для нас “Южный поток” — это угроза национальным интересам… Поэтому чем больше мы будем модернизировать свою ГТС, тем больше мы будем демонстрировать свою надежность как транзитера российского газа в ЕС и тем меньше шансов на реализацию “Южного потока”,— заявил министр.
Михаил Корчемкин, гендиректор консалтинговой компании East European Gas Analysis, считает, что с технико-экономической точки зрения модернизация ГТС Украины выгодна всем участникам европейского газового рынка. “Газпрому” нужны доходы от экспорта, Украине — доходы от транзита, Европе нужен газ”,— сказал “і” эксперт. По его словам, успех реализации брюссельских договоренностей зависит от скоординированной работы НАК “Нефтегаз Украины” и европейских организаций.
“Здесь можно поучиться на опыте проекта ЕБРР по модернизации газопроводов “Газпрома”, который был осуществлен в середине 1990-х гг. Я участвовал в том проекте и хорошо помню атмосферу взаимопонимания и сотрудничества, установившуюся между специалистами “Газпрома” и работниками западных фирм. В то время руководство “Газпрома” с интересом относилось к сценариям развития Единой системы газоснабжения России, разработанным его европейскими партнерами”,— рассказал “Экономическим известиям” господин Корчемкин. Он напомнил, что у ряда российских компаний, специализирующихся в области технологии и экономики транспорта и подземного хранения газа, есть большой опыт сотрудничества в проектах Евросоюза и ЕБРР по модернизации ГТС, выполненных в России. Этот опыт, по словам эксперта, очень помог бы на первом этапе, в период анализа нынешнего состояния украинской ГТС и определения приоритетных объектов реконструкции и модернизации.
Также эксперты указывают на ряд фактов, которые ставят под сомнение заявления российских властей и топ-менеджеров “Газпрома” о прогрессе в реализации “Южного потока”. “С “Южным потоком” не все хорошо”,— констатирует Михаил Крутихин, партнер компании RusEnergy. “Можно подписать целую библиотеку межправительственных соглашений, меморандумов и намерений, сформировать целую кучу компаний, и ничего не добиться на деле. Например, больше 17 лет идет формирование и подписание документов по нефтепроводу Бургас — Александрополис, а ни одной трубы не проложено. Так же в точности и с “Южным потоком”,— сказал эксперт.
Директор российского Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов назвал “Южный поток” дорогим и ненужным газопроводом. Михаил Крутихин пояснил, что найти средства на проект, который, по его подсчетам, может обойтись в $23 млрд., только для того, чтобы заменить украинский транзит российского газа на какой-то другой маршрут, очень непросто. “Я не могу представить себе банки в Европе, которые подпишутся на подобную авантюру”,— сказал он.
Светлана ДОЛИНЧУК
Что скажете, Аноним?
[07:00 19 ноября]
[20:12 18 ноября]
[19:46 18 ноября]
09:20 19 ноября
09:10 19 ноября
09:00 19 ноября
08:50 19 ноября
08:20 19 ноября
08:00 19 ноября
07:50 19 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.