Но вот прошел год, и фильм “Волынь”, находившийся в производстве целых пять лет, наконец, дофинансировали и досняли. Его представили на Фестивале художественных фильмов в Гдыне. Надо сказать, на одном из самых популярных польских фестивалей, который уже 42 года подряд раздает львов польскому кинематографу. “Волынь” не получила львов. Награду за дебют на большом экране взяла лишь исполнительница главной роли, молодая актриса Михалина Лабач. Специальную премию польского телевидения режиссер Войцех Смажовский отказался принять, заявив, что хочет избежать политики и подчеркнув, что фильм, хоть и художественный, но может послужить примирению двух народов — польского и украинского.
Примириться будет сложно. Хоть картина и повествует историю любви польки и украинца в одной из неназванных деревень Волыни, показывает все ужасы смены власти, оккупаций и завоеваний, но главная линия, на которую, словно бусины, нанизываются сцены -это ненависть украинцев к полякам. Такая бытовая и классовая нетерпимость, которая в какой-то момент превращается в карикатуру: когда в 1939 году поляки потеряли власть, а советы еще не пришли, местные жители решили, что вот она — “незалежна Україна”. Под руководством священника они вырыли могилу, положили туда военную форму польского солдата или офицера, красно-белый флаг и герб, нарисованный как дорожный знак на жестяной основе, бросили лопатой землю и стали петь “Ще не вмерла України…”. Так украинцы на Волыни, по версии режиссера, отпраздновали рождение своего государства.
И каждое следующее появление украинца в кадре или звучание украинской речи неминуемо демонстрирует злость, тупость, ограниченность, продажность тех, кто говорит на украинском. А потом сюжет превращается в череду зверств, которые и описывать нет смысла. Режиссер говорит, что хотел показать, как страшен национализм и любой радикализм, что зло не имеет национальности и т. п. Он автор — он так видит. Но польское общество видит все немного иначе. Последствия фильма, возможно, еще дадут о себе знать, но уже сейчас понятно, что “Волынь”появилась неслучайно, она востребована определенной частью общества.
Кто же эти люди, которые пишут восторженные отклики на фильм, немыслимо гордятся его появлением и, вопреки позиции автора, считают, что мир наконец узнает правду о зверствах украинцев на Волыни? Эти люди всегда были частью польского общества. Они не появились вчера или год назад, они всегда заявляли о своем ксенофобском отношении к украинцам, всегда говорили о гордости, о памяти, которая попрана, о жертвах, которым не отдана дань. И теперь у них есть “Волынь”. Специально не буду называть ни общественные организации, ни политические партии, представителями которых эти люди являются, это неважно. Замечу лишь, что это — не только пенсионеры и люди в возрасте, это и активная молодежь, и представители католической церкви — выборка разнообразная. Иногда представители этой части польского общества довольно влиятельны, иногда это политики, и когда они начинают говорить, становится грустно. Так же грустно, как на киносеансе “Волыни” — не из-за увиденного, из-за интерпретации. “Это факт, что на Волыни в 40-х годах ХХ века происходили ужасные вещи. Тем не менее, у Смажовского создается впечатление смакования сцен насилия; он, как бы, исследует возможности в области спецэффектов в издевательстве над телами в польском кино. Все это увеличивается, умножается и, независимо от намерений автора, создает не художественный образ зла, а чистый китч”, — пишут в Kultura Liberalna Каролина Вигура и Ярослав Куиш. Грустно, когда интерпретация болезненных страниц истории превращается в китч, а политики вместо примирения говорят о покаянии.
“У Смажовского создается впечатление смакования сцен насилия; он, как бы, исследует возможности в области спецэффектов в издевательстве над телами в польском кино. Все это увеличивается, умножается и, независимо от намерений автора, создает не художественный образ зла, а чистый китч”.
А что в Украине? К сожалению, ситуация мало чем отличается от Польши. Только маятник качнулся в противоположную сторону. У нас свой китч, правда, уже советского образца — интеллигенция негодует: “Волынь” запретить (будто в современном мире можно что-то запретить, тем более, если это называютискусством), украинских актеров, которые посмели сниматься в “Волыни”, заклеймить или хотя бы публично осудить, взять деньги у Госкино и снять свою версию “Волыни”, правдивую. Правдивую, наверно, не получится, но вот более качественную, нескучную и без перекосов, (можно даже без любовной истории), попытаться сделать стоит. Но есть еще одна проблема — в Украине тема Волынской трагедии непопулярна и неинтересна. И говорят о ней только потому, что в Польше идет фильм. Да и зачем нам война из прошлого века, если у нас — своя, настоящая война с соседями уже второй год без просвета?! У нас в каждом селе — герой, счастье, если живой и готов рассказывать.