За многочисленными требованиями, которые Евросоюз выдвигает Украине, просматривается явное нежелание Брюсселя поддерживать интеграцию нашей страны в европейское пространство. Даже если Киев выполнит все условия, у ЕС найдется достаточно формальных причин, чтобы и дальше стопорить введение безвизового режима и зоны свободной торговли
Официальные консультации о зоне свободной торговли (ЗСТ) Украина — ЕС стартовали еще в 2007 году. Причем в отличие от Киева Брюссель подошел к этому вопросу с особой щепетильностью и прагматизмом. Сразу же после их начала украинское Минэкономики получило увесистый пакет пожеланий главного лоббиста ЕС — европейской ассоциации Businesseurope, которые Еврокомиссия должна была учесть при создании ЗСТ. Чтобы добиться желаемого, Киеву предложили провести приватизацию стратегических предприятий в сфере телекоммуникаций, транспорта и энергетики, снять нетарифные ограничения по 95% промышленных и сельскохозяйственных товаров, выпускаемых в стране. Остальные 5% отнести к группе “наиболее чувствительных”, установив 3—5-летний переходный период для ликвидации существующих ограничений. Также от Киева потребовали снизить таможенные пошлины до уровня ЕС. Поскольку они якобы вчетверо превышают европейские. Интересно, что в своих расчетах европейские эксперты принимали во внимание таможенные пошлины Украины, действовавшие до 2002 года (то есть до их уменьшения в рамках процесса вступления в ВТО). Среди конкретных пожеланий значилось также предоставление европейским компаниям льготного доступа к системе украинских госзакупок, сокращение срока регистрации торговых марок, создание специального механизма по решению торговых споров. Особенно настойчиво европейцы тогда лоббировали либерализацию доступа их компаний к нашему рынку финансовых услуг. Пожалуй, одним из наиболее одиозных требований было изменение подходов к банковскому надзору в отношении иностранцев, то есть привязка нормативов НБУ не к капиталу украинского банка со 100%-ным иностранным капиталом, а к его материнской структуре. Что позволяло бы предоставлять огромные кредиты крупным украинским корпорациям (согласно действовавшим на тот момент правилам, банк не может выдавать кредит, превышающий 25% своего капитала). Безусловно, в нынешних кризисных условиях это требование утратило свою актуальность. Однако Брюссель вполне может вспомнить о нем после восстановления финансовой системы ЕС. И наконец, это длинный перечень был обильно приправлен размытыми пожеланиями типа кардинального реформирования судебной и правовой системы, усиления борьбы с коррупцией и защиты инвестиций. Естественно, уровень и глубину реформ будут оценивать в ЕС, и выносить вердикт в соответствии со своим желанием дальше продвигаться в переговорах. Печальнее всего, что Минэкономики формально заинтересовалось пожеланиями отечественных производителей лишь после получения “хотелок” Евросоюза. Более того, с тех пор официально так и не был обнародован ответный перечень требований, которые должны были лоббировать со своей стороны украинские переговорщики.
К концу 2009 года Украине удалось завершить переговоры по двум направлениям — о таможенном сотрудничестве и происхождении экспортируемых товаров. А именно, Украина обязалась запретить реэкспорт в ЕС товаров из других стран под видом собственных. Кроме того, для каждой товарной группы согласованы торговые критерии (например максимальный процент использования импортного сырья). К числу своих побед наши переговорщики отнесли смягчение позиции Брюсселя относительно адаптации украинских фитосанитарных норм к европейским стандартам. Однако это достижение выглядит весьма сомнительно, если учесть, что не соответствующая им продукция (в первую очередь сельскохозяйственная) попросту не будет допускаться на европейские рынки. При этом несогласованными остались позиции еще по 20 направлениям, по двум из которых ЕС даже не предоставил Киеву своих пожеланий. Зато намерение Еврокомиссии включить в будущее соглашение с Украиной о зоне свободной торговли положения Дохийского раунда переговоров, ведущихся в рамках ВТО, выглядят по меньшей мере издевательством. Эти переговоры стартовали еще в 2001 году: члены мирового торгового клуба намеревались отрегулировать торговые взаимоотношения. Предполагалось, что развивающиеся страны снизят таможенные барьеры в сельскохозяйственном секторе экономики. В обмен на это развитые уменьшат объемы субсидирования сельского хозяйства. В результате чего были бы созданы равные конкурентные возможности для всех стран — членов ВТО. Однако до сих пор ни одна из сторон не пошла на уступки, считая именно свою систему субсидирования сельского хозяйства и таможенных пошлин наиболее выгодной для отечественных производителей. В сентябре прошлого года G20 заявила о своей решимости завершить переговоры в 2010 году. Однако о подобном говорится не в первый раз, и на сегодня вероятность достичь компромисса мала как никогда: в условиях кризиса каждая страна еще самоотверженнее отстаивает интересы своих производителей. Поэтому даже если Киев станет скрупулезно выполнять все требования Брюсселя, ЗСТ с Европой придется ждать очень долго. Еще один камень преткновения в переговорах — законодательное оформление процедуры закупок за государственные средства. До сих пор ни одна из версий принимаемого Верховной Радой госзакупочного закона не устроила европейцев.
Иными словами, с одной стороны, создание ЗСТ Украина — ЕС откладывается по не зависящим от Киева причинам, с другой — из-за постоянных придирок еврочиновников к исполнению им взятых на себя обязательств. Аналогично обстоят дела и с возможным внедрением для Украины безвизового режима. Даже если наша страна напряжется и, потратив миллионы, введет паспорта с биометрическими данными, создаст единый миграционный орган и усилит борьбу с незаконной миграцией, провести требуемую демаркацию границ быстро не удастся. Для этого необходимо и желание наших соседей, которые не спешат двигаться в этом направлении. Россияне просто тормозят процесс. Белорусы работают в унисон с Россией.
Татьяна СМЕТАНИНА
Что скажете, Аноним?
[14:10 22 декабря]
[07:30 22 декабря]
Украина переживает последствия мощной атаки на госреестры Минюста.
[21:42 21 декабря]
12:30 22 декабря
12:00 22 декабря
11:30 22 декабря
11:00 22 декабря
10:30 22 декабря
10:00 22 декабря
09:00 22 декабря
08:30 22 декабря
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.