Общие сведения
За последние два года в мире около 70% новых открытий нефтегазовых месторождений пришлись на морские зоны. Прогнозируется, что мировой спрос на углеводороды вырастет примерно на 15—20% в ближайшие 10 лет, поэтому освоение шельфа является приоритетной задачей для развития мировой экономики. Например, по данным правительства США, запасы нефти на американском шельфе составляют около 12 млрд. т, а газа — 12 трлн. куб. м. По сообщению Минприроды РФ, общие ресурсы шельфа РФ составляют около 100 млрд. т условного топлива (у. т.) в нефтяном эквиваленте, а запасы шельфа примерно на 75% — газовые месторождения.
Анализ обобщенных данных по освоению Черноморского шельфа в Причерноморских странах, приведенных в табл. 1 показывает, что все Причерноморские страны для освоения шельфа привлекают инвесторов — зарубежные компании, имеющие финансовые ресурсы и необходимые технологии. В настоящее время Украина не имеет ни технических, ни финансовых возможностей для самостоятельной разработки и добычи углеводородов на глубоководных месторождениях шельфа. На сегодняшний день степень освоения украинского шельфа составляет около 3%, а суточная добыча в украинском секторе шельфа Черного моря составляет около 2 млн. куб. м природного газа.
Освоение Черноморского шельфа требует значительных инвестиций. Например, по словам президента компании Vanco Prуckerchenska Ltd. Джима Бауна, стоимость одной скважины на шельфе может составить около $70 млн. Площадь участка, на котором планирует работать инвестор, составляет 12,96 тыс. кв. км, а глубина моря изменяется от 70 м до 2,2 км.
Эффективная организация работ с инвесторами: улучшит инвестиционный климат (позволит получить около $15 млрд. инвестиций), который необходим для экономического развития Украины; повысит экономический потенциал страны (в бюджет страны будут поступать значительные финансовые ресурсы — до 65% стоимости добытых углеводородов); ускорит освоение перспективных участков шельфа и устранит дефицит углеводородов в стране.
Цена ошибки в разработке нефтегазовых месторождений шельфа очень высока. Например, затраты на ликвидацию последствий техногенной катастрофы на нефтяной платформе Deepwater Horizon, которая затонула в Мексиканском заливе в апреле этого года на глубине 1500 м, могут составить около $12 млрд., а нанесенный ущерб окружающей среде (по оценке американских экспертов, в результате аварии из скважины вытекала нефть объемом от 700 т до 7000 т в сутки и попутный нефтяной газ) — невосполним. Техногенная катастрофа, по экспертной оценке телеканала CBS (США), может оказать влияние на всю мировую экономику: если British Petroleum обанкротится под давлением судебных исков, то цены на нефть могут существенно повыситься.
Таблица 1. Обобщенные данные по освоению Черноморского шельфа в Причерноморских странах
Справка. По данным сайта http://en.wikipedia.org/wiki/Deepwater_Horizon, полупогружная плавучая буровая установка Deepwater Horizon построена судостроительной компанией Hyundai Heavy Industries (Южная Корея) в 2001 г. Способна бурить скважины до 9000 м на глубине моря до 3000 м. Тоннаж — 52 587 т. Длина/ширина/высота — 112/78/97,4 м. Средняя осадка — 23 м. Экипаж — 146 человек. Стоимость платформы — $560 млн. Среднесуточный тариф эксплуатации — около $500 тыс. Стоимость трехлетней аренды платформы (до сентября 2013 г.) — $544 млн. Владелец платформы — компания Transocean, а оператор — корпорация British Petroleum.
В течение длительного времени нефтегазовые компании развитых стран обеспечивали целевое финансирование научно-технических разработок в области совершенствования технологии добычи углеводородов на морском шельфе. В настоящее время для разработки нефтегазовых месторождений на шельфе в ведущих странах мира организовано производство высокотехнологичных комплексов и систем: для бурения на шельфе используют морские буровые платформы (МБП) различных типов, а для добычи углеводородов — морские производственные платформы и системы. На Мировом нефтяном конгрессе (World Petroleum Congress) в 2002 г. глубина моря: меньше чем 400 м признана как обычная глубина (от англ. conventional water depth); 400—1500 м — как глубоководная (deepwater) и выше 1500 м — как сверхглубокая (ultra-deepwater). Исходя из этого морские технологические комплексы, по возможности их использования на различных глубинах моря, классифицируются как обычные, глубоководные и сверхглубокие.
Справка. С анализом современного состояния морских технологических комплексов можно ознакомиться, например, в статьях: Франчук В. Г., Чупрун В. П., Яремийчук Я. С., Шваченко И. И., Струневич О. В. Анализ современного состояния морских технологических комплексов // “Hефть и газ”. — № 9. — 2009. — C. 22—30; Самоподъемные буровые установки: аналитический обзор “Hефть и газ”. № 1. — 2010. — С. 28—39.
Перечень наиболее применяемых морских буровых платформ, которые могут быть использованы для освоения Черноморского шельфа, приведены в табл. 2 и 3.
Таблица 2. Использование морских буровых платформ в мире (на 30.04.2010 г.)
Крупнейшим собственником буровых платформ является компания Transocean Inc. — 143 единицы, использование которых составляет 70,6%, а далее идут компании: Nabors Offshore — 74 единицы (37,8% имеют контракт); Noble Drilling — 64 единицы (76,6% имеют контракт).
Крупнейшими операторами буровых платформ являются компании: Petrobras — 54 единицы; Shell — 44; Pemex — 43; ONGC — 39.
Для разработки нефтегазовых месторождений используются плавучие производственные системы (в состав системы могут входить буровые судна и глубоководные морские платформы различных типов, оснащенные буровым и нефтегазодобывающим оборудованием). До 2013 гг. прогнозируется построить около 120 плавучих производственных систем, на общую сумму $45,8 млрд. (средняя стоимость одной системы — от $380 млн.). При этом 59% объема производства предназначено для глубоководных районов шельфов Африки, Северной и Латинской Америки.
Схема освоения нефтегазовых месторождений на шельфе
Стоимостные факторы
По экспертной оценке российских специалистов, стоимость бурения одной скважины на шельфе Черного и Охотского морей составляет не менее $50 млн., а в Карском море — от $20 млн. (по ценам 2008 г.).
Для сравнения в табл. 4 приведены данные за 2009 г. о средней стоимости бурения скважины на британском шельфе Северного моря.
Например, в 2006 г. средняя стоимость бурения скважины в Центральном районе Северного моря составляла около $35—50 млн. (в условиях высокого давления и температуры на забое скважины).
В Мексиканском заливе бурение сверхглубокой скважины стоит в среднем больше $100 млн., а среднегодовые эксплуатационные затраты (2006 г.) на добывающую скважину составляли: $10,3 млн. для глубины воды до 30 м; $10,6 млн. — 90 м; $12,2 млн. — 200 м.
По данным U.S. Energy Information Administration и American Petroleum Institute, средняя стоимость 1 м проходки скважины на шельфе непрерывно увеличивается. Например, если в 2000 г. она составляла $396, в 2003 г. — $836, то в 2007 г. — $2200.
В качестве примера в табл. 5 приведены среднесуточные тарифы эксплуатации МБП. Анализ данных показывает, что разброс эксплуатационных затрат для МБП зависит от возраста установки, района размещения, глубины моря и бурения скважины. Наиболее дорогие в эксплуатации плавучие глубоководные и сверхглубокие буровые платформы.
Значительные затраты на бурение скважин, эксплуатационные расходы на добычу, транспортировку и переработку газа и нефти, которые ежегодно увеличиваются, приводят к непрерывному увеличению стоимости на энергоносители в мире, что в свою очередь удорожает стоимость производства металла, труб и оборудования для освоения шельфа.
В табл. 6 приведены данные об изменении средней стоимости (в $ млн.) наиболее распространенных (по количеству производства) проектов СПБУ по годам.
Анализ данных приведенных в табл. 6 показывает, что, при длительности строительства одной СПБУ около 30 месяцев, задержка строительства приводит к существенному увеличению стоимости СПБУ (до 50% исходной).
Таблица 6. Изменение средней стоимости (в $ млн.) наиболее распространенных проектов СПБУ по годам
Имея вышеприведенные среднемировые стоимостные данные можно подсчитать необходимые минимальные затраты на освоение континентального шельфа Черного моря. Например, для увеличения добычи газа с 2 млн. куб. м в сутки (это около 0,7 млрд. куб. м в год) до 60 млн. куб. м в сутки (это около 21 млрд. куб. м в год, чтобы исключить импорт газа) необходимо пробурить не менее 100 скважин (при условии, что все они будут высокопродуктивные) в течение 10 лет. Технико-экономические расчеты по ценам 2009 г. показывают, что в ближайшие 10 лет понадобится около $25 млрд. инвестиций для освоения шельфа. В последующие годы для поддержания добычи газа на заданном уровне ежегодные эксплуатационные затраты будут составлять не менее $2,5 млрд., а себестоимость добычи газа составит не менее $120 за 1000 куб. м.
При этом необходимо будет организовать производство современных высокотехнологичных самоподъемных буровых установок и полупогружных плавучих буровых установок совместно с ведущими судостроительными компаниями мира. Это благотворно скажется на экономике Украины — привлечение инвестиций, создание дополнительных рабочих мест на промышленных предприятиях Украины (судостроительные, машиностроительные, металлургические, химические, электротехнические, приборостроительные и др.).
Выводы
1. Перспективы развития нефтегазодобычи на Черноморском шельфе связаны с освоением месторождений, расположенных в шельфовой зоне на глубинах до 2200 м, что влечет за собой значительные финансовый и экологический риски — это предотвращение возможности загрязнения внешней среды, воспламенения и утечки углеводородов.
2. Для реализации функционирования технологической цепочки по извлечению углеводородов на Черноморском шельфе: “геологоразведка — бурение — обустройство месторождения — добыча — подготовка до транспортировки — транспортировка углеводородов” и увеличения добычи газа до 20 млрд. куб. м в ближайшие 10 лет понадобится не менее $25 млрд. инвестиций. В последующие годы для поддержания добычи газа на заданном уровне ежегодные эксплуатационные затраты будут составлять не менее $2,5 млрд., а себестоимость добычи газа составит не менее $120 за 1000 куб. м.
3. Организация производства высокотехнологичных морских буровых и добывающих платформ совместно с ведущими судостроительными компаниями мира благотворно скажется на экономике Украины — позволит привлечь инвестиции и создать дополнительные рабочие места на промышленных предприятиях Украины.
4. Эффективная организация работ с инвесторами: улучшит инвестиционный климат, который необходим для экономического развития Украины; повысит экономический потенциал страны; ускорит освоение перспективных участков шельфа и устранит дефицит углеводородов в стране.
Евгений БАКУЛИН, Юрий БОРИСОВ, Ярослав ЯРЕМИЙЧУК, Игорь ШВАЧЕНКО
Что скажете, Аноним?
[07:00 27 декабря]
[13:00 26 декабря]
[07:00 26 декабря]
11:30 27 декабря
11:20 27 декабря
11:00 27 декабря
10:30 27 декабря
10:00 27 декабря
09:50 27 декабря
09:40 27 декабря
09:20 27 декабря
09:10 27 декабря
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.