Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Электрический коллапс

[17:48 01 апреля 2011 года ] [ Газета 2000, №13, 1 - 7 апреля 2011 г. ]

Куда исчезли миллиарды на электросети и к чему это приведет?

Отечественная электроэнергетика — гигантская отрасль с годовым оборотом более чем 40 млрд. грн. Несмотря на то что постепенно она переходит под контроль частных бизнес-структур, деградация в энергетике лишь усугубляется. В распоряжении “2000” оказались факты, свидетельствующие о крупных нарушениях, а также о прямых хищениях денег в ходе реализации программ строительства линий электропередач по всей Украине. На эти цели в последние годы выделялись многомиллиардные бюджетные средства, а также кредиты ЕБРР и Всемирного банка. Но деньги уже растрачены неизвестно на что.

Проанализировав результаты пока еще не опубликованного аудита расходования денег госбюджета на линии электропередачи (ЛЭП), проведенного Счетной палатой*, мы пришли к выводам, которые просто не могут не поражать. Расходы государства на электросети за последние годы осуществляются бессистемно, а то, куда идут деньги, едва ли контролируется профильными чиновниками.
________________________________
*“Отчет Счетной палаты Украины о результатах эффективности использования средств госбюджета, предусмотренных Министерству топлива и энергетики на строительство линий электропередач” (утвержден коллегией Счетной палаты 26.01.2011).

Внутри крайне запутанного и малопонятного энергосектора колоссальные средства исчезают. С другой стороны, по ходу деградации самой инфраструктуры электроэнергетики, растущих потерь электричества и при необходимости поддерживать отрасль в более-менее работоспособном состоянии тарифы на ток для наших квартир и промышленности продолжают бурно расти.

В ходе аудита Счетной палатой были выявлены и очень серьезные нарушения в самом тарифообразовании на электричество. Анализ этих фактов частично дал многие ответы на вопросы касательно того, почему цены на услуги энергетиков растут.

На грани пропасти

Из официальной информации Министерства энергетики и угольной промышленности известно, что на сегодняшний день около 95% энергоблоков тепловых электростанций страны уже исчерпали расчетный ресурс своей работы (100 тыс. часов).

При этом более 65% из них выработали приемлемый для мировой практики предел физического износа — 200 тыс. часов. Коэффициент износа мощностей ГП НАЭК “Энергоатом”, управляющего атомными станциями, чуть меньше, но тоже не мал — достигает 35%.

Как известно, всю тепловую и электроэнергию в нашей стране, если не считать пока еще единичных проектов в сфере альтернативной энергетики, вырабатывают теплоэлектростанции, работающие на угле, мазуте или газе, гидроэлектростанции (ГЭС и ГАЭС) и АЭС (см. карту).

Степень физического износа этих ключевых объектов жизнеобеспечения украинской экономики уже ощущается нами непосредственно. Помимо участившихся сбоев в подаче электричества в жилые дома крупных городов, чрезвычайные происшествия из-за устаревающей инфраструктуры имеют место теперь и на самих энергогенерациях.

Последний пример — пожар 21 февраля на одной из трансформаторных станций на Бурштынской ТЭС, откуда украинская электроэнергия экспортируется в Европу. Из-за происшествия мощность украинского экспортного тока в Европу сразу упала в десять раз. К слову, в последний раз поставки энергии с этого объекта внепланово сокращались в начале 90-х — в связи с начавшимися тогда финансовыми проблемами в энергетике.

Сегодня по мере восстановления экономики нагрузка на энергетиков вновь стала расти. В 2010 году по сравнению с предыдущим годом потребление электроэнергии по стране возросло на 8,8% — до 183,9 млрд. кВт.ч.

Очевидно — промышленность, которая потребляет примерно 50% в общем объеме производимой в Украине электроэнергии (вторую половину — коммунальный сектор), понемногу выходит из кризиса. Быстрее всех — в среднем на 10—30% — рост спроса на ток демонстрируют металлурги, химики и машиностроители.

Возможно, в этом году рост потребностей в дополнительном электричестве со стороны заводов и фабрик будет еще более значительным. В результате, как ожидается, страна вполне может вернуться на докризисные уровни потребления тока.

На первый взгляд, в Украине существует немалый запас энергогенерирующих мощностей в виде тепло-, гидро- и атомных электростанций. Всего — это около 52 тыс. МВт мощностей.

Правда, из этого объема реально работает не более 35 тыс. МВт — т. е. две трети. Остальные 17 тыс. МВт законсервированы: исчерпан ресурс эксплуатации, нехватка средств на их модернизацию.

Иными словами, экономический рост, если он начнется (под воздействием внешних или внутренних факторов — не суть важно), вполне рискует натолкнуться на нехватку энергетических мощностей. Ведь большая часть тех же ЛЭП сооружены по стране в 60—70-е годы — под нужды и возможности промышленности почти полувековой давности. Экономике будет просто не на чем расти, так как ей банально будет не хватать мощности электросетей, которые с каждым годом все глубже деградируют и только начинают выходить из строя.

Проблема, собственно, в том, что электроэнергетика — один из тех многих примеров отечественной экономики, где по-прежнему продолжает проедаться старое советское наследство. При этом практически не вкладывается ничего хотя бы для поддержания (уже не говоря о расширении) ее работоспособности даже по старым советским стандартам.
Частники как “эффективные” управленцы

Согласно известному документу — “Энергетическая стратегия Украины на период до 2030 года” — в ближайшие 10 лет на строительство и развитие электрических сетей, а также трансформаторных подстанций потребуется не менее 75,8 млрд. грн. Очень крупная сумма, сравнимая с годовым бюджетом дюжины крупнейших министерств. Но без нее, судя по подсчетам, энергетика не удержится на плаву. Начнутся массовые аварии, в результате которых страна вполне может вернуться в состояние регулярных веерных отключений электричества, как это имело место в 90-е (правда, основная причина таких процессов в то время — массовые неплатежи и финансовый коллапс среди энергокомпаний).

Но выполнение стратегии, принятой еще в 2006-м, уже на сегодняшний день по сути провалено. Из запланированных объемов инвестиций в энергообъекты за этот период потрачены лишь считанные проценты.

Например, в течение 2006—2010 гг. на развитие ТЭС планировалось инвестировать 16,7 млрд. грн. Но по факту было израсходовано не более 2 млрд. грн.

Намечалось также, что в течение 2008—2012 гг. сами облэнерго, у которых в значительной степени частные собственники, должны инвестировать в свои сети не менее 5 млрд. грн. ежегодно.

Однако за эти годы объемы финансирования планомерно сокращались. Среди причин этого акционеры компаний указывали на якобы действующий с 2008 года мораторий на повышение тарифов на электроэнергию.

И это несмотря на то что украинские облэнерго вообще во все времена — это весьма и весьма рентабельный бизнес. Ведь неслучайно все они являются объектами особого интереса наиболее крупных бизнес-структур и уже были в значительной доле приватизированы**.

__________________________

**23 февраля этого года Кабмин исключил из перечня предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, ряд облэнерго. Среди них 19 областных энергосберегающих компаний и “Киевэнерго”. Из перечня исключены и теперь подлежат приватизации госпакеты также в тепловых энергогенерирующих компаниях — “Днипроэнерго” (Запорожье), “Захидэнерго” (Львов), “Центрэнерго” (Киевская обл.) и “Донбассэнерго” (Донецк). Общая стоимость этих активов, по разным оценкам, не превысит $2 млрд. Правда, когда в стране пройдет полная реорганизация тарифной политики (тарифы повысят), многие наблюдатели указывают, что стоимость этих активов утроится.

Среди основных акционеров отечественных облэнерго, напомним, бизнес-группы Игоря Коломойского, Рината Ахметова, братьев Григория и Игоря Суркисов, Константина Григоришина, российского предпринимателя и политика Александра Бабакова, а также американская компания AES Washington Holding B.V. (“дочка” крупной транснациональной энергокомпании AES Silk Road).

Но несмотря на то что в облэнерго были допущены крупные частные акционеры, больших инвестиций и развития в этих объектах до сих пор не обнаружилось.

Исключением в отечественной энергетике являются разве что сравнительно молодые АЭС, которые считаются достаточно современными. И при этом кое-как развиваются. Так, в 2003 г. было введено в действие два новых энергоблока — на Ровенской и Хмельницкой АЭС — общей мощностью 1 млн. кВт.ч каждый. На подходе еще несколько новых блоков.

Однако ядерная энергетика, к счастью, все еще целиком и полностью находится под контролем государства (о фактах коррупции в атомной энергетике см. “Коррупция на уровне атомов”, В1). И именно благодаря АЭС Украина имеет достаточно избыточного тока, которым в будущем могла бы в значительной мере компенсировать себе дорогой импортный природный газ, используемый в ТЭС.

Особенно если учесть тот факт, что на территории нашей страны расположены крупнейшие залежи урана — ключевого сырья для атомной энергетики. Впрочем, пока что, несмотря на дорожающие импортные энергоресурсы, которые используются в энергетике — газ, нефть (мазут) и уголь, — Украина не в силах переориентировать собственную экономику на электроэнергию АЭС. Весь немалый избыток тока мы экспортируем в близлежащие страны, зарабатывая на этом немалые суммы.

Истоки абсурда

Именно передача электроэнергии потребителям на сегодняшний день остается наиболее узким местом всей электроэнергетической отрасли. И, пожалуй, это как раз и препятствует более широкому использованию прежде всего электроэнергии в качестве альтернативы импортному природному газу.

К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты, проанализировав процессы в отечественной электроэнергетике.

Итак, согласно правительственному плану развития и строительства новых линий электропередачи (ЛЭП) в 2006—2010 гг. было запланировано ввести линии протяженностью 5710 км.

Однако за эти четыре года в эксплуатацию было введено лишь около 220 км ЛЭП. То есть — не более 3,9% запланированного!

Из 16 объектов (9 магистральных ЛЭП и 7 подстанций), запланированных к вводу в 2006—2010 гг., реально запущены только четыре объекта (две ЛЭП и две энергоподстанции. Общая протяженность ЛЭП по стране на сегодня — свыше 23 тыс. км.

Отсюда достаточно резонный вопрос: куда девались деньги и почему столь остро необходимые нашей стране объекты до сих пор не построены? Даже более того — в большинстве своем их строительство и не начиналось.

В отчете СП в глаза бросился первый и, пожалуй, ключевой вывод аудиторов: Минтопэнерго (ныне Минэнергоуглепром) сорвало за этот период все ранее утвержденные сроки строительства объектов линий электропередач. И это привело к увеличению стоимости строительства этих объектов по меньшей мере вдвое!

В ближайшей перспективе сам этот факт неизбежно приведет к необходимости очередного повышения тарифов на электроэнергию в целом по стране.

Именно огромная изношенность магистральных электросетей сегодня приводит к увеличению диспропорции между объемами выработки электроэнергии и возможностями доведения ее непосредственно до потребителей. И именно это может стать непреодолимым препятсвием уже в ближайшие годы для промышленности всей страны. Может продолжаться рост ее зависимости от импортных углеводородов.

Очень любопытны выводы аудиторов касательно системы тарифообразования в электроэнергетике. Как выяснилось, здесь действительно имеет место настоящая неразбериха, причем в немалой степени меры и задачи, под которые в структуре тарифов включены определенные надбавки, в действительности вообще не выполняются.

Так, в 2003 г. был законодательно введен дополнительный сбор в структуре тарифов на ток и тепловую энергию в виде специальной целевой надбавки (около 8% к базовому тарифу). Задекларированная цель надбавки, которую с этого момента оплачивают все потребители — и простые граждане, и промпредприятия, — достройка атомных энергоблоков и сооружение линий электропередачи.

Если бы средства использовались по целевому назначению, проблема была бы уже решена, считают аудиторы СП. Но деньги от сбора этой надбавки всеми правительствами и руководителями Минфина в течение последних семи лет направляются на самые разные цели, но не на развитие ЛЭПов.

В 2008 г. из полученных почти 3 млрд. грн. от данного сбора лишь 328,4 млн. грн. поступило на распределительные счета Минтопэнерго. Это составило лишь 11,8% всех поступлений. В госбюджете на 2011 г. на ЛЭП предусмотрено направить лишь 80,0 млн. грн., что в 14 раз меньше реальной потребности.

Таким образом, де-факто действующая целевая надбавка в тарифе на электричество, которую мы оплачиваем, уже давно утратила свое назначение. Ибо по законодательству мы как бы оплачиваем ток по завышенной цене, чтобы управляющие компании развивали электросети, а государство строило бы АЭС. Однако фактически, как показали выводы аудиторской проверки, средства уходят неизвестно куда.

Прямые хищения

Собственно, нехватка денег на строительство линий электропередач заставила Минтопэнерго уже несколько лет назад прийти к логичному, на первый взгляд, шагу — привлекать на строительство ЛЭПов внешние заимствования. Именно это происходит с подачи всех руководителей главного топливного министерства, а также дюжины сменявших друг друга правительств.

А теперь о фактах вопиющих нарушений в сфере строительства электросетей, которые удалось обнаружить аудиторам Счетной палаты.

Несмотря на то что конце 2008-го и в начале 2009 г. правительство Юлии Тимошенко подписало кредитные соглашения с такими международными структурами, как Всемирный банк и ЕБРР, средства в размере почти 1 млрд. грн. (!) до сих пор (т.е. по состоянию уже на 2011 г.) так и не использовались по назначению — на строительство линий электропередач.

Более того, около 20 млн. грн. кредитов уже израсходованы (sic!) на обслуживание самих кредитов. Немалая часть денег пошла на... оплату неких “иностранных консультантов”.

С другой стороны, вместо использования кредитов для строительства ЛЭП правительство решило снова повысить тарифы на ток по всей стране. То есть расходы на поддержание линий были переложены на население, бюджетную сферу и промышленность. Тогда как кредитные средства продолжали “крутиться” на счетах управляющих компаний.

Впрочем, это еще далеко не все. Счетной палатой было установлено, что средства, полученные за счет повышения тарифов для внутренних потребителей, в дальнейшем использовались Минтопэнерго и главным их распорядителем — ГП НЭК “Укрэнерго” — на строительство линий электропередачи “бесхозяйственно и с многочисленными нарушениями решений самого Кабмина”.

По меньшей мере очевидных недоимок и нестыковок в расходовании денег “Укрэнерго” аудиторы обнаружили на сумму 43,8 млн. грн., или 46% правительственных ассигнований в этот период.

Оказалось, что Минтопэнерго абсолютно не контролировало ни состояние заключаемых с подрядчиками соглашений, ни их отбор, что по сути давало возможность “Укрэнерго” самовольно и с нарушением всех принятых процедур продлевать сроки строительства объектов. А это само по себе, как известно, уже чревато значительными издержками.

В частности, срок строительства подстанции Киевская за истекшие несколько лет был продлен трижды. Объект до сих пор так и не завершен.

Точно так же были продлены сроки строительства т.н. воздушной линии 750 кВ Ровенская АЭС — Киевская вопреки планам, утвержденным ранее Кабмином.

Согласно выводам аудита, прямым следствием увеличения сроков работ стало удорожание стоимости строительства новых объектов почти на миллиард гривен (в выводах аудита значится цифра 837,6 млн. грн.). Эту сумму, к слову, придется возмещать непосредственно потребителям за счет уже увеличенного тарифа на электроэнергию.

Странные (если не сказать намеренные) проволочки в строительстве ЛЭПов со стороны “Укрэнерго”, как и рост расходов на энергообъекты, которыми ведает эта госкомпания, — очевидное преступление против государства.

Из-за этого граждане, как и весь промышленный сектор, вновь и вновь будут вынуждены сталкиваться с повышением стоимости электричества, хоть его Украина имеет как будто в избытке (и могла бы наращивать объемы).

Провал программ строительства электросетей фактически означает, что страна вновь впустую потратила массу времени и денег. И до тех пор пока в данной сфере не будет наведен элементарный порядок — путем ликвидации очевидных коррупционных схем и снятия чиновников, допускающих такую бесхозяйственность, — вся страна вынуждена покрывать свои энергетические потребности за счет дорогого импортного топлива.

Справка “2000”

Основные ТЭС нашей страны расположены в Донбассе. Самые крупные из них — Углегорская ТЭС (3,6 млн. кВт), Луганская, Мироновская и Старобешевская (по 2,4 млн. кВт). Запорожская АЭС (г. Энергодар) — самая мощная среди атомных электростанций Европы. На Днепре работают ГЭС суммарной мощностью 2,5 млн. кВт. Возле Киева расположены три станции: Трипольская ГРЭС (1,8 млн кВт), Киевские ГЭС и ГАЭС. Новый энергопроизводящий район формируется в западной части страны: ТЭС (в Добротворе и Бурштыне) и АЭС (Ровенская и Хмельницкая), а также Днестровская ГЭС (0,702 млн. кВт). Южные регионы хуже обеспечены электроэнергетикой собственного производства. Крупнейшие станции: Южноукраинская АЭС (3 млн. кВт) и Ладыжинская ГРЭС (1,8 млн. кВт).

 Юрий ЛУКАШИН

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.