Украина потеряла транзит казахской нефти, поставляемой в Восточную Европу. Вчера оператор по транспортировке нефти трубопроводами “КазТрансОйл” заявил о прекращении прокачек сырья по южной ветке нефтепровода “Дружба” из-за конфликта с украинской “Укртранснефтью”. В отечественной компании обвинения опровергают, отмечая, что инициаторами смены маршрута выступили сами казахи. Они пошли навстречу требованиям своих российских партнеров, полагают эксперты.
В “КазТрансОйл” заявляют, что компания переориентировала поставки нефти (на первый квартал было запланировано около 1,3 млн. т согласно экспортному графику) на Польшу. В компании утверждают, что в конце 2009 г. “Укртранснефть” письменно известила их об одностороннем расторжении с 26 января 2010 г. договора на транспортировку казахстанской нефти по территории Украины, не уточнив причины. После чего казахи неоднократно обращались к украинскому оператору с просьбой отозвать решение о прекращении транзита либо предоставить им новый договор для подписания. Но так до сих пор его и не получили.
“В этих условиях под угрозой срыва оказались февральские поставки казахстанской нефти, планировавшиеся к транспортировке по территории Украины в направлении Словакии (Будковце), и “КазТрансОйл” в целях защиты интересов казахстанских производителей нефти вынужден был искать альтернативные направления экспорта казахстанской нефти,— констатируют в пресс-службе казахстанской компании.— В настоящее время указанные объемы нефти, с учетом доступа, полученного от российской стороны, будут поставляться в направлении Польши (Гданьск)”.
Пресс-служба “Укртранснефти” вчера была недоступна для комментариев. Однако источник “i” в компании рассказал, что казахстанская компания сама инициировала прекращение транзита территорией Украины: “Переговоры сторонами велись давно. Намерения “уйти” были озвучены нашими казахскими партнерами еще в декабре. Само за себя говорит то, что новый маршрут поставки в Гданьск им куда более интересен. Если ранее сырье поставлялось прямиком на ряд восточноевропейских НПЗ, то теперь из Гданьска черное золото могут отправлять дальше по морю в любом нужном направлении”. При этом он отмечает, что трейдер вряд ли поменяется.
Напомним, с начала этого года увеличен тариф на транспортировку нефти по нефтепроводу “Дружба” территорией Украины до EUR6,6 за 1 т ($9,1 за 1 т) против действующего ранее $7,85 за 1 т. С учетом снижения курса евро в течение последнего месяца транзит территорией Украины подорожал почти на 15%. Между тем эксперты не склонны считать, что это стало причиной изменения маршрута: “Проблема не в росте тарифов. Скорее всего, “КазТрансОйл” почувствовал на себе давление российской “Транснефти” и уступил”,— предполагает аналитик консалтинговой компании UPECO Геннадий Кобаль.
По мнению эксперта, тенденция к сокращению объемов транзита казахской нефти наметилась ранее: “В прошлом году казахи сократили транспортировку нефти по территории Украины в два раза. Так что это закономерное развитие событий. В следующем году мы лишимся значительных объемов и российского транзита, в связи с завершением строительства трубопровода БТС-2. Сюда будут перенаправлены объемы, которые сейчас экспортируются россиянами через Одессу и порт Южный”,— отмечает господин Кобаль. Это составляет еще около 14 млн. т нефти в год.
Впрочем, по мнению наблюдателей рынка, к уходу россиян подстегивают многочисленные попытки представителей группы “Приват” развернуть трубопроводную систему Одесса — Броды для работы в аверсном режиме, что сделает невозможным экспорт российской нефти. На трубопровод БТС-2 россияне могут переключить свой южный поток нефти, а Новороссийский порт предоставят под транзит казахстанской нефти, за комплексное расширение транзита которой по своей территории они борются последние годы.
В то же время, по словам участников рынка, на ситуации сказывается не только давление “Транснефти”. Сами казахи не сильно стремятся сотрудничать с “Укртранснефтью” ввиду неприятного опыта по перевалке нефти в Одессе при участии группы “Приват”, менеджеры которой управляют украинской госкомпанией сейчас. В качестве примера нефтетрейдеры приводят случай, произошедший полтора года назад, когда при непосредственном участии приватовских структур, контролирующих здесь перевалку, была заблокирована загрузка казахстанского танкера из-за того, что “КазМунайГаз” решил тогда миновать перекупщика — компанию “Витол”. В итоге после простоя в несколько дней танкер ушел в порт Новороссийск.
Наталья ДАВЫДЕНКО
Что скажете, Аноним?
[23:14 28 ноября]
[22:04 28 ноября]
[07:00 28 ноября]
20:10 28 ноября
20:00 28 ноября
19:50 28 ноября
19:40 28 ноября
16:40 28 ноября
16:00 28 ноября
15:30 28 ноября
15:00 28 ноября
14:40 28 ноября
14:20 28 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.