Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Дизель под напряжением

[08:15 18 сентября 2017 года ] [ Зеркало недели, 16 сентября 2017 ]

Как вышло, что железная дорога чуть не остановилась из-за нехватки топлива?

В один день, 7 сентября 2017 г., “Укрзалізниця” объявила и провела экстренный тендер по закупке 60 тыс. т дизельного топлива. Почему такая спешка, ведь обычно подготовка тендера занимает до двух месяцев? 

Оказывается, возникла угроза национальной безопасности в виде невозможности обеспечить потребности армии в железнодорожных перевозках. Но как вышло, что железная дорога чуть не остановилась из-за нехватки топлива? Причина одна — это коррупция, которая в данном случае получила очень точное определение: угроза национальной безопасности.

“Восемьдесят дней продолжается закупка дизельного топлива. А потом будет: “поезда не ездят”, “дизеля осталось на три дня”, “АМКУ блокирует закупки”, — этот июньский комментарий в Facebook госуполномоченного АМКУ Агии Загребельской стал пророческим. Уже тогда, в июне, было понятно, что переходить на прозрачные рельсы закупок топлива “железка” не хочет.

Миллиард четыреста миллионов за полчаса

О неизбежных проблемах с топливом ZN.UA написало еще в середине августа. Тогда был заблокирован тендер на закупку 150 тыс. т ДТ, которых бы хватило до конца года.

Оставшись без “большого” топлива, в августе Центр обеспечения производства (ЦОП) “Укрзалізниці” начал “пылесосить” ресурсы, где только мог. Глава ЦОП Виталий Цвигун даже наступил на горло собственной песне и купил у ОККО 10 тыс. т дизтоплива, которое отказывался брать с февраля текущего года, подав на поставщика многомиллионный иск…

ЦОП также объявил 15 новых тендеров по 10 тыс. т. Но проблема в том, что согласно процедуре ближайшие торги состоятся только 24 октября. А между тем отсутствием дизтоплива запахло основательно.

Проблему в августе неожиданно подсветил… сжиженный газ. “Укрзалізниця” усилила кризис на этом рынке, оказавшись не в состоянии оперативно вывозить цистерны из портов и таможенных переходов. В первые дни сентября появилась информация, что запасов у “дороги” осталось до 10 сентября…

Выход был один — заем. Задача усложнялась тем, что УЗ был нужен огромный объем — не менее 50 тыс. т, чтобы продержаться до октябрьских тендеров. Речь о сумме более 1 млрд грн. Источники говорят, что переговоры изначально обречены на провал.

“Они (представители УЗ. — С.К.) вели себя странно: то им было надо 5 тыс. т, то 50 тыс… Механизма корректного возврата товарного кредита предложено не было”, — рассказывает один из участников переговоров на условиях анонимности.

Ориентировочно 4—5 сентября о топливном кризисе в “Укрзалізниці” уже был осведомлен премьер, которого называют куратором и.о. главы компании Евгения Кравцова.

“Все получили приглашение в 15:07, тендер был назначен на 15:30. При этом необходимо было успеть подготовить огромный пакет документов, поэтому многие не успели”, — рассказали сразу несколько участников тендера.

Понимая шаткость своего положения и реальные причины проблем с закупками, чиновники УЗ постарались “подстелить солому”: на тендер были приглашены представители СБУ и НАБУ, процесс торгов был записан на видео.

Дело провернули за полчаса. Компания “Анвитрейд” выиграла 20 тыс. т по цене 23150—23450 грн/т, “Трейд Коммодити” — 30 тыс. т (23150—23200 грн/т), “Элемент-Нафта” — 10 тыс. т (23200 грн/т). В торгах также принимали участие представители ОККО, WOG и “Сокар”. Общий объем закупки составил без малого 1,4 млрд грн.

Кадры, которые “решают”

Позже “Анвитрейд” заявила, что начала отгрузки на следующее утро после торгов и фактически спасла железную дорогу от остановки. Компания считает цену топлива на торгах выгодной.

“На переговорах мы предложили очень выгодные цены. С учетом растущей динамики валютного курса, волатильности европейских котировок, отсрочки платежа, а также выполнения с нашей стороны договора займа наша цена однозначно ниже рынка”, — заявил глава “Анвитрейда” Петр Белз.

С одной стороны, цены действительно можно считать нормальными: по данным “Консалтинговой группы А-95”, среднерыночная цена на крупнооптовые партии дизтоплива 7 сентября составляла 23300 грн/т. Но рачительного хозяина такой результат вряд ли бы устроил.

“Укрзалізниця” — крупнейший потребитель дизтоплива с объемом 300 тыс. т. Такой клиент имеет все основания претендовать на существенные скидки (минимум 500 грн/т). Посчитаем эффект.

Сделанный ранее в ZN.UA анализ закупок 195 тыс. т ДТ у компаний Вог Аэро Джет” и “Трейд Коммодити” в первом полугодии 2017 г. показал, что “железка” переплатила минимум 163 млн грн. На этом объеме скидка 500 грн/т дала бы экономию еще 101,5 млн грн. Выходит, суммарно железнодорожники переплатили около 275 млн грн. Прибыль УЗ в первом полугодии 2017-го составила 122,5 млн грн, значит, финрезультат мог быть почти 400 млн грн, или выше фактического в 3,3 раза. А сколько у “Укрзалізниці” таких проблемных позиций?

Что мешает экономить такие суммы? Существующая система закупок. Она не только вымывает из компании огромные деньги, но и в сентябре чуть не привела к чрезвычайной ситуации — остановке железной дороги. Почему же система не меняется? Это невыгодно чиновникам ЦОП и “Укрзалізниці”, прозрачная и эффективная для УЗ система закупок автоматически лишает их коррупционных заработков. Желание поскорее стать прозрачными так велико, что ожидаемый в начале года первый “формульный” тендер на 150 тыс. т вышел на финишную прямую только в начале августа. А качество его подготовки, о котором полгода говорили и трейдеры, и АМКУ, оказалось настолько низким, что заблокировать тендер не составило труда. Не на это ли был расчет чиновников ЦОП?

321

Новый глава Укрзалізниці” больше говорит о билетах и постелях, чем о системных проблемах с закупками топлива

“Есть масса поводов опротестовать этот тендер. Наверняка позвали не всех. Все происходило в такой суматохе, что это сложно назвать тендером”, — рассказывал очевидец событий 7 сентября.

Заблокировать прошедшую закупку и остановить “железку” — такой себе вариант. Но и консервация существующей ситуации с закупками выглядит не менее опасной. Необходимы кадровые решения и координация разработки всем понятной формулы под руководством первых лиц УЗ и правительства. Автоматический режим ценообразования и поставок позволит расширить круг поставщиков за счет украинских и зарубежных производителей, международных трейдеров, а значит, снизить цену до минимума. А постоянная паника и беготня вокруг каждой закупки забудутся, как страшный сон.

Это уже понятно всем, но только не менеджменту УЗ. Новый глава госмонополии Кравцов больше говорит о билетах, постелях и на прочие “электоральные” темы, а на “топливные” вопросы отвечает словами схематозников из ЦОП. Тем временем и билеты, и постели напрямую зависят от финансового успеха “Укрзалізниці”, который в немалой степени связан с эффективностью закупок топлива — крупнейшей статьи затрат.

Сергей КУЮН, директор ООО “Консалтинговая группа А-95”

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.