На вчерашней пресс-конференции премьер-министр Украины Алексей Гончарук сразу назвал будущую смету страны “бюджетом эффективности”, который “должен предшествовать бюджету активного роста”. Читай: следующий год мы разбираемся с тем, что есть, но еще не обещаем начала экономического чуда. Задача номер один — научиться “эффективно тратить каждую копейку каждого налогоплательщика”. С этим сложно не согласиться, особенно когда речь заходит об “уменьшении отчислений на содержание госаппарата”, на чем акцентировал Гончарук.
Однако премьер сказал далеко не все, о чем могут поведать доступные к этому моменту цифры, заложенные в новый бюджет. Точнее для профессионалов Гончарук высказался вполне понятно и однозначно, но вряд ли рядовой избиратель “команды президента” отметил для себя нужную цитату в премьерском спиче. А мы от нее как раз и оттолкнемся.
“В этом бюджете объем поступлений, объем денег, который собирает государство с общества, с экономики, и перераспределяет относительно ВВП также будет уменьшаться. Это означает, что, как и обещала команда президента, мы стремимся к тому, чтобы государства в экономике становилось меньше”, — отметил глава правительства, добавив, что еще “более ярко” этот подход проявится до 2 ноября в доработанном законопроекте о бюджете.
Ключевое здесь: сокращение одной из основных — парораспределительной функции налогов. Иными словами, если брать в целом, те, кто может зарабатывать, будут меньше отчислять в бюджет на тех, кто не может.
Смысл перераспределения доходов между различными категориями граждан понятен: общество поддерживает тех, кто нуждается, не только из гуманных соображений, но и из экономических. Социальные последствия разрыва в доходах, особенно в случае с самыми бедными, могут обойтись значительно дороже, чем субсидии и другая государственная помощь.
Можно было бы предположить, что реальные налоговые поступления не уменьшаться и денег хватит на всех за счет расширения базы налогообложения (”неправильно, когда налоги высокие, а платит их лишь какая-то незначительная часть бизнеса”, — утверждает Гончарук). Можно, если бы не цифры...
Итак, что мы имеем. На следующий год прогнозируются доходы госбюджета в 1 трлн 79,5 млрд грн против 1 трлн 26 млрд в текущем году. При этом ожидаемые траты — 1 трлн 170 млрд грн, что лишь немногим больше текущих 1 трлн 112 млрд. С учетом ожидаемой Нацбанком инфляции (6-6,5%) реальные поступления и госрасходы даже сократятся.
Еще несколько цифр.
На образование выделяют 136,4 млрд грн, что на 7,7 млрд грн больше, чем в 2019-м (то есть с учетом цен реальное обеспечение будет меньшим). Для справедливости отметим, расходы на здравоохранение предлагается увеличить до 108 млрд грн, что на 9,8 млрд больше, чем в 2019 г., а реально они повысятся на несколько процентов.
С 2020 января прожиточный минимум, от которого зависят многие выплаты, на одного человека будет такой: с 1 января 2020 г. — 2027 грн в месяц (против 1853 с 1 января 2019-го), с 1 июля — 2118 грн (против 1936 грн), с 1 декабря - 2189 грн (против 2027 грн). То есть этот показатель в январе вообще не изменится, а летом и в декабре следующего года рост прожиточного минимума несколько перегонит уровень прогнозируемой инфляции.
Урежут расходы на субсидии: в 2020 г. выделят 47,6 млрд грн, тогда как в этом году запланировано 55 млрд грн. Здесь, конечно, не все так однозначно, ведь нужно учитывать, с одной стороны, прогнозируемую стоимость коммунальных услуг в связи с ценами на природный газ, курсом гривни и т. п., а с другой — увеличение доходов населения. Касательно первых пунктов есть сдержанный оптимизм, а вот получиться ли украинцам разбогатеть?
Посмотрим. Невзирая на обещания наращивать производство в течение следующей пятилетки в среднем на 5-7% в год — заложенный в новый бюджет прогноз роста ВВП за следующий год составляет сравнимые с текущими показателями 3,3-3,6%. Это вам еще не экономическое чудо. Правда, инфляцию с декабря-2019 по декабрь-2020 обещают обуздать до 6-6,5%.
Казалось бы, где здесь явное урезание социалки? С учетом индекса потребительских цен, траты на соответствующие статьи то чуть выше, то чуть ниже в сравнении с 2019 г. Но дьявол — в пироге. Главное не забывать о росте экономики: производим больше, пирог увеличивается (рост ВВП в 3,3% с учетом инфляции), а расходы на социальные статьи плюс-минус лишь индексируются на уровень цен.
Конечно, урезание не касается всех статей бюджета. Так, на национальную безопасность и оборону траты возрастут даже с учетом ожидаемой инфляции и составят 245,8 млрд грн, что на 33,8 млрд больше, чем в 2019-м. Однако обеспечение обороны не относится к парораспределительной функции налогов, которую хочет уменьшить правительство.
В любом случае, “закон сохранения энергии” применим и к деньгам. Государственные расходы в пропорции к ВВП будут сокращаться. И как показывает первичный анализ законопроекта, в первую очередь за счет социальных статей.