Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Что означает торговля по принципу “вытянутой руки”?

[16:54 18 мая 2016 года ] [ Forbes-Украина, 18 мая 2016 ]

И почему этот принцип важен в структурировании торговых операций для целей налогообложения?

Известное издание Meriam Webster дает два следующих определения словосочетания “вытянутой руки”:

  1. Дистанция, которая не позволяет установить личный контакт или  знакомство;

  2. Условие либо факт, подтверждающий, что стороны операции являются независимыми и действуют на одинаковых условиях.

В чем же состоит суть принципа и почему его важно правильно понимать при структурировании сделок на мировом уровне?

Все дело в том, что традиционно торговые операции на мировом рынке осуществляются через дочерние (связанные, контролируемые) компании. Такое структурирование осуществляется либо с целью монетизации прибыли собственником (обычно это компании, созданные в низконалоговых юрисдикциях), либо с целью накопления или реинвестирования средств, либо для кредитования собственного бизнеса, созданного в другой юрисдикции (компании, созданные в юрисдикциях с надежной репутацией и хорошим банком).

Как работает принцип “вытянутой руки” при экспорте

В украинском законодательстве принцип “вытянутой руки” закреплен в статье 39 Налогового кодекса Украины. Отечественное законодательство в целом основывается на положениях Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых служб. Руководство содержит рекомендации по применению принципа “вытянутой руки”, и является международным соглашением по оценке хозяйственных операций (торговых, лицензионных, комиссионных и др.) между связанными контрагентами с целью налогообложения. То есть Украина, будучи торговым партнером на мировом рынке, приняла установившуюся мировую практику, созданную в целях единообразного подхода к расчету цены операции и налогообложения прибыли от такой операции.

В Украине принцип “вытянутой руки” применяется к операциям, которые в законодательстве обозначены как контролируемые. К ним относятся операции со связанными компаниями — нерезидентами, и внешнеэкономические операции, которые осуществляются через комиссионеров. При этом объектом внимания органов ГФС будут компании с годовым доходом более 50 млн гривен, у которых годовой объем операций с отдельным контрагентом превышает 5 млн гривен. А операции осуществляются с компаниями — нерезидентами, включенными в перечень государств, определенный Кабинетом министров Украины.

Анализ цены операции будет проводиться следующим образом:

  1. Сравнение с ценой операции с неконтролируемым контрагентом;

  2. Сравнение с ценой перепродажи;

  3. Оценка по методу “расходы плюс”;

  4. Оценка по методу чистой прибыли или по методу распределения прибыли.

Для экспортных операций наиболее распространенными методами расчета налогооблагаемой прибыли являются метод сравнения с ценой операции с неконтролируемым контрагентом и метод чистой прибыли.

Пример №1. Возьмем следующую торговую структуру: украинская компания производит товар, себестоимость которого 8 гривен (суммы и валюта условны), и продает его своей дочерней компании, созданной в низконалоговой юрисдикции, за 10 гривен. При этом стоимость товара на мировом рынке составляет 15 гривен. Компания, созданная в низконалоговой юрисдикции, продает данный товар конечному покупателю за 15 гривен.

Что при этом происходит? При продаже украинской компанией товара дочерней компании в Украине остается 2 гривны дохода, а разница в 5 гривен остается в низконалоговой юрисдикции. На данном этапе есть два пути — монетизация прибыли (обычно через компанию в низконалоговой юрисдикции) или реинвестирование (финансирование) через компанию в низконалоговой юрисдикции или компанию в юрисдикции с надежной репутацией. Если бы украинская компания продавала такой товар не дочерней компании, а напрямую, конечному покупателю, то она сразу бы получила доход 15 гривен, ее доход составил бы 7 гривен вместо двух гривен. То есть украинская компания недополучила прибыль, а украинская ГФС недополучила налоги.

Последствия. Принцип “вытянутой руки” в данном случае состоит в том, что налоговые органы будут сравнивать цену внешнеэкономического экспортного контракта с ценой на товар, который бы продавался независимому контрагенту или по методу чистой прибыли. Оценка по методу чистой прибыли заключается в сравнении прибыли, полученной компанией от операции со связанным контрагентом, с чистой прибылью, которая была бы получена по операции с несвязанным контрагентом.

Рекомендации. Проанализировать юрисдикции, в которых зарегистрированы компании — контрагенты; в случае наличия контролируемых операций — провести анализ методов и подготовить качественную документацию по ценообразованию; проанализировать и подготовить документацию по аналогичным операциям с несвязанными контрагентами; подписать договор о предварительном согласовании цен с контролирующим органом (ГФС).

Как рассчитывается цена при импорте

В украинском законодательстве правила определения таможенной стоимости товара (стоимость товара для целей расчета импортного НДС и импортной таможенной пошлины) закреплены в статьях 58-64 Таможенного кодекса Украины (ТКУ). В целом методы расчета таможенной стоимости основываются на положениях cоглашения о применении статьи VII Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 года.

Основным методом определения таможенной стоимости импортируемых товаров является метод по цене договора. То есть расчет таможенной стоимости осуществляется, исходя из цены товара по договору, к которой прибавляются расходы, понесенные покупателем товара в соответствии с условиями договора (транспортные, комиссионное вознаграждение, стоимость тары, страхование и др.), а также роялти, если они подлежали включению в таможенную стоимость товаров.

В целях расчета таможенной стоимости товара применяются следующие методы:

  • договорной метод;

  • сравнение с ценой на идентичные товары;

  • сравнение с ценой на подобные (аналогичные) товары;

  • стоимость минус;

  • расходы плюс;

  • резервный — то есть гибкое применение всех предыдущих методов.

Для импортных операций наиболее типичны договорной и резервный методы.

Следует обратить внимание, что в случае, когда импорт происходит между связанными лицами, метод по цене договора может применяться, если связанность лиц не повлияла на цену товара. Импортер должен документально подтвердить данный факт, в противном случае таможенные органы будут иметь право откорректировать таможенную стоимость.

Пример №2. Украинская компания (или собственник) создала компанию в другой юрисдикции, в которой производится определенный товар. Украинская компания покупает товар у дочерней (связанной) компании в юрисдикции экспорта за 10 гривен и продает его на украинском рынке за 15 гривен.

Что происходит при импорте товара? Украинская компания декларирует таможенную стоимость импортируемого товара по методу “цены договора”, то есть по 10 гривен. При этом уплачивает 20% импортного НДС и таможенную пошлину, к примеру, 10% с 10 гривен. Другие украинские компании, которые не имеют связанной компании в юрисдикции экспорта, покупают данный товар по 13 гривен, и уплачивают 20% НДС и 10% таможенной пошлины с суммы 13 гривен. То есть, таможенный департамент украинской ГФС имеет основания для проверки правильности определения таможенной стоимости товара.

Последствия. В данном случае таможенные органы будут анализировать цену внешнеэкономического импортного контракта и сопоставлять ее с ценой на товар, который бы покупался независимым импортером. Украинской компании-импортеру необходимо либо подтвердить заявленную таможенную стоимость, либо, в противном случае, принять откорректированную стоимость и уплатить налоги и таможенные платежи с такой откорректированной стоимости. 

Рекомендации. Если компания осуществляет импортные операции со связанными лицами, и контролирующий орган смог письменно подтвердить, что отношения связанности повлияли на цену товара (в сторону ее снижения), то такая компания должна провести анализ цен на экспорт аналогичных товаров в Украину и применить корректную стоимость. При этом необходимо учитывать и коммерческие уровни сделки, и объем поставок, и другие существенные элементы и расходы.

Алгоритм для бизнеса

Мы можем посоветовать коммерческим менеджерам компаний при осуществлении крупных сделок уделять большое внимание следующим финансовым и методологическим вопросам: проанализировать годовой доход компании; проанализировать общую сумму транзакций с одним контрагентом, юрисдикцию и наличие отношений связанности. Мы также рекомендуем заранее провести анализ цен на аналогичные товары и определить безрисковый диапазон цены. И тогда компания будет полностью готова к разумному и грамотному ведению торгового бизнеса, потому что “кто предупрежден, тот вооружен”.

 

 

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.