Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Benzinoviy_spor_zatyagivaetsya.html?print

Бензиновый спор затягивается

Экономические известия, № 185, 24 октября 2011. Опубликовано 12:28 24 октября 2011 года
Спецрасследование по импорту нефтепродуктов продлено на 60 дней. Одновременно правительство может повысить привлекательность Одесского нефтеперерабатывающего завода для потенциальных покупателей, поиском которых сейчас занимается его нынешний собственник — российская компания “Лукойл”. Это также будет способствовать увеличению стоимости выставленного на продажу актива, отмечают эксперты.

Межведомственная комиссия по международной торговле Украины, действующая при Минэкономразвития, продлила на 60 дней специальное расследование в отношении импорта нефтепродуктов (см. справку). В минувшую пятницу решение по этому поводу вступило в действие. Таким образом, выводы о целесообразности введения пошлин на ввоз бензинов, мазута, дизтоплива и сжиженного газа правительство отложило на два месяца, почти до конца декабря.

О том, нужно ли предпринимать меры для защиты внутреннего рынка от импортных нефтепродуктов, с конца прошлого года спор ведет правительство Николая Азарова в лице Минэнергоугля с компаниями, снабжающими украинских потребителей топливом зарубежного производства. Также идею Минэнергоугля поддерживают владельцы нефтеперерабатывающих заводов в Украине, среди которых — российские компании ТНК-ВР и “Лукойл”, а также группа “Приват” днепропетровского бизнесмена Игоря Коломойского.

Как поясняли ранее в Минэнергоугля, в идее с импортными пошлинами правительство не только стремится обеспечить дополнительную статью доходов для госбюджета и снизить зависимость внутреннего рынка от импорта, но и оптимизировать работу нефтеперерабатывающей отрасли, показатели которой снизились под влиянием кризисных явлений в экономике и опустились ниже точки безубыточности. В сложившейся ситуации собственники ведущих украинских НПЗ, учитывая тенденции в экономике своего бизнеса, могут принять решение об их остановке, поскольку это принесет им меньшие убытки, чем работа НПЗ при незначительной загрузке.

В пресс-службе украинского офиса “ТНК-ВР Коммерс” в комментарии для “Экономическим известиям” по этому поводу отмечали, что компания выступает за равные и прозрачные условия работы на местном рынке для всех его участников. “В ТНК-ВР разделяют эту позицию. Если условия не выровнять, то принадлежащий компании в Украине Лисичанский НПЗ из-за убытков может быть остановлен… В случае введения пошлин удастся избежать негативного развития событий, загрузить Лисичанский НПЗ нефтью на полную мощность и аккумулировать средства для модернизации завода. Долгосрочная стабильная работа НПЗ отвечает интересам Украины, России и, конечно, ТНК-ВР как коммерческой организации”,— говорится в комментарии.

Однако при введении пошлин, по мнению экспертов, Кабмин должен учесть также потребности украинских потребителей в светлых нефтепродуктах “премиум-класса”, которые в Украине не производятся, поэтому импортируются, в частности, из Литвы. Впрочем, в отношении стран ЕС правительство ограничено в принятии решений по защите внутреннего рынка: Украина является членом Всемирной торговой организации, что накладывает на нее определенные обязательства по максимально допустимым размерам и срокам действия заградительных пошлин на те или иные товары. А в случае их нарушения ЕС вправе принять ответные меры, которые могут негативно отразиться на других важных отраслях экономики, обеспечивающих не только наполнение госбюджета, но и прибыльность предприятий, подконтрольных крупнейшим отечественным бизнесменам.

Комментируя ситуацию с возможным введением импортных пошлин, Игорь Майстренко, глава украинского представительства Orlen Lietuva (собственник НПЗ в Мажейкяе) отметил: “Мы не конкурируем с украинскими НПЗ, поскольку производим качественно другой продукт”.

Отметим, что о решении Минэкономразвития продлить сроки спецрасследования по импорту нефтепродуктов в Украину стало известно почти одновременно с обнародованием компанией “Лукойл” планов продать принадлежащий ей Одесский НПЗ, который уже продолжительное время не работает из-за нерентабельности производства (так объясняют собственники предприятия).

Среди потенциальных покупателей НПЗ эксперты называют Госнефтекомпанию Азербайджана, которая уже несколько лет рассматривает возможность приобретения такого актива в Украине, а также группу “Приват”. “Дополнительные меры по защите украинского рынка от импорта нефтепродуктов повысят привлекательность Одесского НПЗ для нового собственника, а также положительно отразятся на цене его продажи”,— сказал “Экономическим известиям” Сергей Дубов из ИК “Профит Гарант”.

_____________________________

Нефтеперерабатывающие заводы России, Беларуси и Казахстана имеют преференции при покупке российской нефти в рамках Таможенного союза, членами которого они являются. 24 января 2011 г. Межведомственная комиссия по международной торговле при Министерстве экономического развития и торговли Украины приняла решение о начале специального расследования об увеличении объемов импорта нефтепродуктов, а именно — бензинов А-76/А-80, А-92, А-95, дизтоплива, мазута, печного топлива, сжиженного газа, битума, масла — за период с 2007 г. по 2010 г. независимо от страны происхождения. Комиссия должна определить, сколько недополучает бюджет Украины при таком импорте. Срок расследования составляет 270 дней, но может быть продлен до 330 дней. А по окончании расследования в течение 1,5 месяца могут быть введены пошлины на импортное топливо.

Светлана ДОЛИНЧУК