Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Avstriya_volyotsya_v_potok.html?print

Австрия вольётся в поток

Газета.Ru, 24 апреля 2010. Опубликовано 17:48 26 апреля 2010 года
Австрия и Россия подписывают соглашение по “Южному потоку”. Австрия была последней страной, чье согласие было необходимо для проекта.

Однако сам проект может оказаться ненужным: России предложили поучаствовать в украинской ГТС.

В ходе визита премьер-министра Владимира Путина в Австрию 25—25 апреля будет подписано соглашение об участии Австрии в строительстве трубопровода “Южный поток”. Как сообщили в пресс-службе правительства, запланировано подписание ряда совместных документов: межправительственного соглашения о сотрудничестве в сооружении и эксплуатации газопровода “Южный поток”, а также базового соглашения о сотрудничестве между ОАО “Газпром” и австрийским энергетическим концерном “OMФау” (OMV), непосредственно участвующими в реализации данного проекта.

Проект “Южный поток” изначально задумывался как газотранспортный путь в обход Украины, с которой до последнего времени постоянно возникали газовые конфликты. Труба “Южного потока” должна пройти по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варну. Далее магистраль разделится на две ветви, которые пройдут через Балканский полуостров в Италию и Австрию. Проект реализуют на паритетных началах “Газпром” и итальянская Eni, стоимость его оценивается в 8,6 млрд евро, а мощность должна составить 63 млрд кубометров в год.

Австрия оставалась последней страной, с кем еще не заключен договор по проекту. Соглашения с Италией, Турцией, Грецией, Болгарией, Венгрией и Хорватией уже подписаны. По словам аналитика ИК “Велес Капитал” Дмитрия Лютягина, подписание российско-австрийского договора, по сути, является чистой формальностью.

“Несмотря на то что Австрия также участвует в проекте Nabucco, который считается конкурентом “Южному потоку”, австрийская сторона ничего не имела против российского проекта, — напоминает эксперт. — Сейчас подписание документов лишь последний шаг, необходимый для дальнейшей детальной проработки проекта, разработки ТЭО”.

Впрочем, в последнее время сама вероятность реализации “Южного потока” вызывает у специалистов серьезные сомнения. “Италия пытается изменить модель поставок по газопроводу, в частности итальянская сторона хочет, чтобы газ в трубу поставляла не только Россия, но и страны Средней Азии, добиться диверсификации поставок, — рассказывает Лютягин. — Кроме того, “Газпром” и Eni так и не могут договориться об условиях вхождения в проект французской Electrecite de France (непонятно, какую долю получат французы и кто из основных акционеров сколько выделит из своих пакетов)”. Учитывая, что Eni является одним из учредителей “Южного потока”, такие конфликты интересов могут всерьез и надолго застопорить проект.

Кроме того, в свете “перезагрузки” российско-украинских газовых отношений, “Южный поток” может вообще оказаться ненужным. Президент Украины Виктор Янукович предложил России отказаться от этого проекта в пользу участия в модернизации украинской газотранспортной системы.

“Это было бы значительно выгоднее с экономической точки зрения: на украинскую ГТС России придется потратить не более $1—2 млрд, при том что модернизация газовых сетей Украины позволит увеличить поставки в Европу практически на столько же, на сколько это сможет “Южный поток”, — говорит Дмитрий Лютягин. — Но еще важнее то, что и эти объемы могут оказаться Европой невостребованными”.

Лютягин напомнил, что Россия и без того намерена увеличить свои поставки в Европу на 55 млрд кубометров за счет газопровода “Северный поток”. “Еще 63 млрд кубов “Южного потока” могут оказаться просто не нужны, — предупреждает эксперт. — Даже если спрос в Европе вырастет, то страны ЕС скорее предпочтут диверсифицировать закупки газа, заключая контракты со странами Африки: таким образом они снизят зависимость от России”.

Алексей ТОПАЛОВ