Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Ave, Europa, morituri te salutant!

[17:54 23 декабря 2011 года ] [ День, №235-236, 23 декабря 2011 ]

История повернулась вспять. Тупо вращается вокруг собственной оси. Все повторяется — только в еще более уродливой, еще более вульгарной форме.

Мартин Лютер, реформатор западной церкви, основатель протестантизма и профессор теологии в Виттенберге, говорят, как-то ночью услышал подозрительный грохот на потолке своей кельи. Что-то опрокидывалось, стучало, гремело, словно кто-то там, на потолке, бросался дровами. Но поскольку Лютер точно знал, что это дьявол, он не обратил на это внимания и спокойно заснул.

Сегодня нам бы пригодилось лютеровское присутствие духа. Но сон придется прогнать — загрохотало прямо над головой. Зашаталось бесов до черта. И эти бесы нам не приснились. Из-под украинского общества выдернули Украину. У Украины отняли Европу. То есть свободу, достоинство и перспективу. А оставили — унижение и бесперспективность. Рейдерство вместо политики. Ложь. Лицемерие. Цинизм.

Кто до этого довел? Кто несет ответственность? Кто за это будет наказан?

 

Мартин Лютер, реформатор западной церкви, основатель протестантизма и профессор теологии в Виттенберге, говорят, как-то ночью услышал подозрительный грохот на потолке своей кельи. Что-то опрокидывалось, стучало, гремело, словно кто-то там, на потолке, бросался дровами. Но поскольку Лютер точно знал, что это дьявол, он не обратил на это внимания и спокойно заснул.

 

Сегодня нам бы пригодилось лютеровское присутствие духа. Но сон придется прогнать — загрохотало прямо над головой. Зашаталось бесов до черта. И эти бесы нам не приснились. Из-под украинского общества выдернули Украину. У Украины отняли Европу. То есть свободу, достоинство и перспективу. А оставили — унижение и бесперспективность. Рейдерство вместо политики. Ложь. Лицемерие. Цинизм.

Кто до этого довел? Кто несет ответственность? Кто за это будет наказан?

Кто за это будет проклят?

19 декабря 2011 года. Время “Ч”

Название этой статьи — ответ на вопрос, который я задала в своей книжке 2008 года “Ave, Europa!”: какое из двух “Ave” скажет Украина в ближайшие годы? Это будет “Ave” приветствие Европе — или “Ave” прощание с ней?

Сбылся — сбывается — наихудший сценарий.

Время бессильных инвектив интеллигенции. Инвективного бессилия оппозиции. Общество в депрессии и прострации, разбитое на некоммуникабельные группы населения, не объединенные ни ценностями, ни интересами, ни виденьем будущего. Время советского “кухонного” диссидентства, которое теперь перешло в блоги. Здесь люди адресуют свое отчаяние, ярость, угрозы существующей власти, но это анонимное отчаяние и ярость, набранные на клавиатуре угрозы. “Вы че, охренели? Себя, суки, продайте в рабство! Всю страну продали, уроды”. “Их ждет петля, а не суд! Если к харьковским преступлениям добавить сдачу трубы, вырисовывается государственная измена в корыстных целях. Вот истинное лицо этой уголовной своры”... Ну и вечное: “Банду геть!”

Символический протест чернобыльцев: в 1986-ом они спасали общество от ядерного монстра, который воплощал разваливавшуюся, но тем больше смертоносную империю. И сегодня чернобыльцы — в полном, в сущности, одиночестве — восстали против уже политического Чернобыля. В Украине на самом деле рванул четвертый реактор в политике — и на общество оседает ядерная пыль.

Не поддержанные другими категориями населения, чернобыльцы, добыв в борьбе аж (!) миллион гривен, как донетчане, или четыреста тысяч, как львовяне, униженно разбредутся по домам. Они протестуют в стране, где тратится больше денег на содержание властного аппарата, нежели на оборону государства. Поэтому в таких условиях страдать, голодать и даже умирать — это как скородить лопатами радиоактивный графит.

История повернулась вспять. Тупо вращается вокруг собственной оси. Все повторяется — только в еще более уродливой, еще более вульгарной форме. Украинским гимном уже можно объявлять “Мурку”. Политики нет — есть “наполнение общака” между братвой. Тимошенко, которая об этом предупредила, опять сидит — только теперь уже “навсегда”, как говорит ее адвокат. Вместе с тем уголовное дело против Кучмы закрыто, а убийство Гонгадзе не раскрыто. Молох олигархата разрастается как гигантский спрут. Полсотни семей распределили между собой ресурсы 46-миллионной страны. Каждая “реформа” приближает общество к состоянию нищенства, а страну — к коллапсу. Страна перед выбором — сдача ключевых стратегических активов или технический дефолт? Сегодня страна потеряет ГТС, а завтра — землю. Разворачивается перед глазами ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ БУДУЩЕГО. А атомизированное общество сосредоточено на атомизированных проблемах — в иллюзии, что какой-то категории повысят зарплату, какой-то — сохранят льготы, где-то еще какой-то миллиметр жизненного пространства отвоюют. И так оно все, лоскуток к лоскутку, и самоорганизуется.

В сознании общества как будто бы полностью выключилось измерение будущего. Дожить бы до вечера. А между тем именно сегодня происходит ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА, разлом украинской истории. Консолидируются самые темные антидемократические силы. Разрастается территория стран-аутсайдеров без какой-либо перспективы развития, стран, которые будут служить сырьевым придатком как западной цивилизации, так и восточной. И закончится это все опять крахом, подобным падению СССР... А затем, когда остальной мир будет уже на совсем другой стадии эволюции, восстановление в этих краях начнется с нового разбитого корыта. А корыто — не самый надежный транспорт среди бурь современности.

Европа — как Европа: пережила не один кризис, переживет и этот. Да, есть и протесты, и разгон манифестаций, и несогласие политиков. Однако есть осознание и анализ проблем, оперативность, последовательность и решительность действий. Главное: есть СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА БУДУЩЕЕ. Что бы там не говорилось об “упадке Запада”, западная цивилизация — это цивилизация с колоссальным регенеративным потенциалом.

А евразийский мир предстает во всей своей безнадежности: едва модернизованный феодализм. Не родины, а ТЕРРИТОРИИ БЕЗ — без закона и без морали, без свободы и без здоровья, без развития и без качества. Градус этнических конфликтов зашкаливает. Патовая демографическая ситуация. Основная цивилизационная проблематика: цена на газ — при том, что голубой демон газа еще лет двадцать погорит и погаснет. В том же Кремле карманный Иван Грозный разрабатывает все тот же сценарий: как добить соседей и руководить миром, дергая за ниточки газопроводов. “Скучно на этом свете, господа!”, — сказал Гоголь. И так от столетия к столетию.

Но Время “Ч” все же наступило. 19 декабря 2011 года — символическая дата. Вместо европейского пути — евразийское болото. Вместо политиков — шлепперы, балкантавры и кровосиси. Вместо гордости и самоуважения — очередное унижение.

Сегодняшний кризис Украины, России, Беларуси — это кризис не политический и не экономический. Это кризис культурный. Более того — КРИЗИС МОРАЛЬНЫЙ. Причины его укоренены в истории — в религии, культуре, ментальности. В конце концов, для наглядности достаточно посмотреть на две страны, которые когда-то находились в одной государственной структуре Польской Короны: Польша и Беларусь. В условиях кризиса славянская страна Польша, которая вступила в ЕС, — после столетий борьбы за свою европейскую принадлежность — сегодня развивается такими мощными темпами, что уже прогнозируется приближение ее к параметрам самых сильных стран Старого Континента. Даже в сугубо монетарном измерении: вчера ЕС дал Польше десятки миллиардов евро, сегодня Польша помогает еврозоне ссудой в 6 миллиардов. Это — европейское направление.

Против европейской Польши — евразийская Беларусь: политический и экономический коллапс страны, которая, в сущности, лишь номинально сегодня является независимым государством. Которая за годовое послабление цены на газ отдала свою ГТС, распродала за бесценок промышленность, уничтожила национальную культуру, добивает оппозицию. Такая вот славянская почти-Северная-Корея. И полная всеобщая беспомощность помешать этой медленной гибели. Словом, “Кремль может брать Синеокую голыми руками”1...

Следовательно, говоря без “политической корректности”, придется констатировать: есть страны, которые МОГУТ. А есть и такие, которые НЕ МОГУТ, и все. Важно понять по крайней мере причины, почему одни страны способны на продвижение, а другие — никак. И, может, попробовать внутри этих механизмов изменить ситуацию.

“19 декабря” в исторически европейском — или хотя бы потенциально европейском — государстве в этот день под окнами дворцов власти были бы миллионы, ГОТОВЫЕ ЗАЩИЩАТЬ европейскую перспективу Украины.

Но если бы эти миллионы были, они вышли бы на площади и раньше: в день, когда арестовали Тимошенко. Потому что ее арестовали с одной целью: не допустить перспективу евроинтеграции. И еще раньше: в день предыдущих выборов, когда страна послушно голосовала за свою смерть.

Сегодня эти миллионы представляют собой более или менее неподвижную массу, готовую к казни. Почему?

Европа и не-Европа: цивилизационное измерение

Геополитический выбор — это всегда шаг суровый. Нуждается в политической компетентности, общественном консенсусе, легитимной власти, мобилизации культурных, общественных ресурсов. Вместо этого имеем “топову” дискуссию: состоится или не состоится подписание соглашения о ЗСТ с ЕС? Декларации со стороны власти — триумф фальши. Ложь — на уровне психопатологии. Но учтем: психопатологии сугубо советской — это перевернутый с ног на голову мир, густой раствор политической паранойи. В момент второго ареста Тимошенко президент заверил, что “Украина делает все для неуклонного соблюдения прав человека, оставаясь общепризнанным региональным лидером стабильности”. Реально же — ни прав человека, ни стабильности, ни признания. Премьер объясняет молодежи, что “думать по-западному” означает “хорошее, качественное образование, логичность и жесткость мышления”, а “смотреть на Восток” — “осваивать рынки на Востоке”. Провластный политолог утверждает, что судьба Украины — сиденье на двух стульях. Не отстает и оппозиция, декламируя: “большинство украинцев выбирают европейский уровень зарплат и пенсий, медицинского обслуживания, правовой защищенности, свободы предпринимательства...”. Бесспорно. Большинство украинцев выбирают зарплаты и пенсии европейские, но выбирают ли они европейский уровень работы, европейский подход к решению проблем? То есть украинский политикум — о большинстве ли, об оппозиции ли идет речь — практически не владеет культурными содержаниями тех геополитических направлений — Европа, Азия, Евразия, в интеграцию с которыми так неосмотрительно играется. Все возведено до уровня риторики. Цивилизационные масштабы становятся мелкой разменной монетой в руках шарлатанов из советской подворотни. А вместе с тем идет речь о громадных глыбах смысла.

Концепция Европы как ЗАПАДА определена. Это цивилизация, которая строилась тысячелетиями, начиная с ее культурно-исторической матрицы — Древней Греции — до ЕС. Основной ценностью эллинистической культуры стала СВОБОДА ЛИЧНОСТИ. Древний Рим добавил к категории свободы еще одну базовую ценность Европы — ЗАКОН: Lex Romana, римское право стало основой правовой культуры будущей Европы. Во времена Средневековья Европа идентифицировалась с пространством распространения Христианства. Но также и с подведением юридической базы под права человека: на севере Европы укреплялась одна из наидревнейших демократий Европы — британская, где уже в 1215 году была принята Великая хартия вольностей, которая может считаться первой конституцией Европы. Излом состоялся в пору Ренессанса, когда началась секуляризация. Пространство Европы стало идентифицироваться с пространством распространения ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Первенство от Афин и Древнего Рима перешло к Италии, а в эпоху Просвещения это первенство перейдет к Франции благодаря энциклопедистам. Во времена энциклопедистов идеи свободы, закона и прогресса получили модерное содержание, а Французская революция открыла эру национальных государств. То есть, как и любая другая цивилизация, территория будущего европейского мира тоже постоянно расширялась благодаря различным завоеваниям. Но европейское пространство творилось в первую очередь распространением идей свободы, закона и культуры.

Греки дифференцировали мир на “цивилизованный” и “варварский” на основе критерия свободы человека и его прав. Поэтому азиатский мир с его деспотической формой правления греки называли “варварским”, и в целом эта дихотомия на сознательном и на подсознательном уровне осталась в Европе и сегодня.

Ко всем этим процессам очень опосредованно стала приобщаться Восточная Европа — со времен христианизации до Средневековья и дальше. Но если восточноевропейские страны, принадлежащие к западному христианству, были издавна в большей или меньшей степени интегрированы в эти процессы, то славянские страны византийского круга создают антиевропейский монолит вот уже больше тысячелетия. Украина была всегда выломом из этого монолита — благодаря в основном более чем трехсотлетней близости с Польшей и пребыванию с ней в едином государстве. Но последние события свидетельствуют, что состояние “завислости” между двумя мирами Украина так и не преодолела, а в таком состоянии легче выбрать направление, которое не нуждается в усилиях: не инициативы, а инерции, не преодоления препятствий, а сдачи позиций.

В целом до конца ХVІІІ ст. Западная Европа “не видела” европейского Востока, чувствовала его как далекую реальность, населенную непонятными народами, негосударственными нациями (об этом очень хорошо написано в книжке Ларри Вульфа “Изобретая Восточную Европу: Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения”. — Киев: Критика, 2009). Исключение делалось разве для “своей” Польши и “чужой” России как империи. Но и в отношении к европейскому Востоку еще древнегреческая дихотомия между европейским миром свободы как “цивилизованным миром” и “варварским миром” деспотизма сохранялась нерушимо. Британский писатель Вильям Ричардсон писал о России: “Горемычные, жалкие рабы!” А французский философ Жан-Жак Руссо обращался к полякам со словами: “Счастья вам, мужественные поляки!”

ЕС, который родился после Второй мировой войны, — результат многовекового поиска европейской идентичности. Это содружество имеет три уровня — культурный, политический, экономический, но культурное измерение, даже если это не проявляется так ясно в ежедневной практике, — это выбор базовый. Экономическая интеграция — лишь РЕЗУЛЬТАТ культурных и политических параметров: свободы личности, гражданских прав, ограничение власти и разделение ее ветвей, словом, правил, которые регулируют жизнедеятельность гражданского общества и правового государства.

Восток — понятие значительно более эфемерное, более широкое — как более глобальны и сами пространства. Это понятие еще не структурировано в своей многомерности. Восток — это Китай и Индия. И это Япония, которая в экономическом плане стала Западом. Приближаются к этому измерению Сингапур и Южная Корея. Но Ориент — это также и арабский мир. То есть речь идет о колоссальных культурных, исторических, демографических материках. При всех демократических прорывах отдельных стран, оптика древних греков была правильной: человек здесь никогда не был свободен, доминировала концепция группы. Ученые даже доказали, что мозг азиатского человека реагирует на коллективистские понятия, а европейского — на индивидуалистские. Что не мешало Китаю стать “фабрикой мира”, а Индии — стать на путь демократического развития.

Но Россия-Евразия ориентируется не на этот Восток, а на Восток — ордынский! На силу, которая разрушила православную Киевскую Русь. Чингисхан — эмблематическая фигура. Александр Македонский (который не случайно был учеником Аристотеля!) в ІV ст. до Христовой эры обеспечил распространение эллинской цивилизации, чье значение лишь растет во времени. А Чингисхан между ХІІ и ХІІІ ст. Христовой эры создал самую большую в мире империю, от которой осталась пыль и монгольские двугорбые верблюды в пустыне Гоби.

Евразия — это действительно геополитическая химера, продукт незавершенной идентичности России, результат ее “политической булимии”, по словам Нормана Дейвиса. Наглотавшись несовместимых между собой пространств, Россия вот уже которое столетие пытается их переварить, как питон, который глотнул шляпу в бессмертном произведении Экзюпери. Это попытка найти свое место между двух, в сущности, антагонистичных геополитических образований — Европы и Азии. Поэтому она находится в постоянном конфликте со всеми: ближними и дальними соседями, с самой собой. Сегодня стремление стать и Европой, и Азией привело к тому, что Россия не является ни Европой, ни Азией. Взяла себе патологии каждой из реальностей, отбросив аутентику и глубинные смыслы.

Украина медленно сдвигается на край евразийской бездны. И это не приведет к европеизации России. Приведет к “ордынизации” Украины — в наихудшем смысле этого слова.

Украина украдена у Европы: кто воры?

На протяжении двадцатилетия Независимости эта проблематика нуждалась в ежедневном внимании и изучении. Этого не произошло — и это ключевой вопрос. Не произошло из-за ментальной лени как интеллектуальной, так и политической элиты. Из-за ее неподготовленности к вызовам современного мира. “Европеизация” оказывалась на уровне бесконечной “тусы” и пустых деклараций — вместо терпеливой капиллярной работы с обществом. А необходимость этого понимали единицы.

Срыв соглашения с ЕС — это многоходовая операция соответствующих структур России и Украины, в которой нынешние властные политики в Украине — это всего лишь дырявая рукавичка, одетая на железные пальцы. Как в свое время Медведев благодарил своих эмиссаров за недопущение Украины в НАТО, так сегодня российским руководителям есть кого благодарить за недопущение Украины в Европу.

Но легче всего покачать головой: СБУ поработала с ФСБ. Словно в этом кто-то сомневался. А между тем Посол Германии Ганс-Юрген Гаймзет сказал простые и страшные для Украины слова: “Если Украина не получит соглашение с ЕС, причины следует искать только у себя”. Это — правда. Претензии к власти — смешны. Эта политическая сила никогда не скрывала своего виденья Украины как бизнес-территории для рейдерских атак.

Дело в другом: А ЕСТЬ ЛИ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В УКРАИНЕ СИЛЫ, СПОСОБНЫЕ НА БОРЬБУ ЗА ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЫБОР?

В октябре 2011 года, за пару месяцев до фатальной даты саммита 19 декабря, пользователи социальных интернет-сетей создали движение “Мы — европейцы”. А в преддверие самого саммита сделали театрализованное действо под названием “Не дай быку украсть Европу”. Попели, потанцевали. Плакатики написали: “Наше место в Европе, а не в ж...”, “Ес — ЕС, No — ЕврАзес”.

Можно сказать: Наконец, проснулись!

А можно так сказать: Опоздали. На 20 лет. Или на 200.

18 декабря ушел из жизни Вацлав Гавел. Тот, кто не опоздал. Тот, кто успел. Ушел из своей страдальческой жизни, покидая свою высокоразвитую достойную страну в Европе. И защитив на своем веку всех, кто в этом нуждался. В частности и европейскую Украину.

Во всех странах Восточной Европы европейская интеграция зависела в огромной степени от интеллектуалов и от их способности услышать и идентифицировать себя с протестными движениями “снизу”, от самого общества. Наиболее красноречивый пример — Польша. Самые выдающиеся польские интеллектуалы, творческие люди всех профессий объединились вокруг идеи Европы — кстати, не в момент падения Берлинской стены, а издавна эта позиция была определяющей в интеллектуальной истории Польши. В противостоянии системе символично вместе были князь-парижанин Ежи Гедройц и гданьский электрик Лех Валенса. Дальше были ссоры, разочарования, расхождения, но не раньше, чем Польша получила гарантии своего беспрепятственного движения в Европу.

В Украине случился парадокс. Так для историков культуры очевидно, что исторически Украина принадлежит к кругу европейской цивилизации, с большей или меньшей степенью приближенности ее фрагментов к европейскому культурному полю. В ХХ ст. компактным проявлением европейской Украины было “расстрелянное Возрождение” и шестидесятники — два поколения интеллектуалов, которые актуализировали проблему европейской Украины и попробовали дать ответ на острейшие ее аспекты. Было много “схождений с дистанции”, но ядром этих поколений были ЛЮДИ СОПРОТИВЛЕНИЯ, которые последовательно защищали европейскую Украину. Из этической традиции шестидесятничества вышли Иван Дзюба и Евген Сверстюк, Мирослав Маринович и Мирослав Попович, Сергей Грабовский и Игорь Лосев — здесь можно назвать ряд прекрасных журналистов, историков, социологов...

Вместе с тем интеллектуалы среднего и младшего поколений — несмотря на то, что сформировались в условиях посттоталитаризма — в основном банализировали проблему Европы, возвели ее к дешевому снобистскому дискурсу, к игре в фиктивный “постмодернизм”. Измерение государства, измерение Европы, измерение сопротивления потеряло свои коннотации. Также речь идет о часто аттракционных персонажах, которые выстраивают свой имидж на идее успеха, культовости, гедонизма, такого желанного после советской серости. Интеллектуал как человек “незаангажированный”, человек, брезгующий политикой, который погружен в свое собственное эстетичное пространство, и с высоты этого привилегированного “бельведера” наблюдает за букашечной суматохой общества. А это вариант НЕЕВРОПЕЙСКОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛА по определению: протагонистом европейской культурной жизни всегда — уже не говоря о ХХ веке — был интеллектуал, наиболее активно причастный ко всем общественным трансформациям. Это те, кого называют по-французски (не случайно!) “Maitre а penser”: не просто “учитель” или “гуру”, а личность, которая формирует общественную мысль и является критическим камертоном всех сущностных форм жизни общества. А позиция интеллектуалов, кстати, влияет и на оппозицию, и на молодежь — две другие фундаментальные категории для продвижения страны.

Поэтому в момент реванша этой власти общество оказалось неспособным ей противостоять.

В украинском обществе сформировалась каста публичных интеллектуалов, которых можно разделить на три условных категории: Homo aestheticus, который уныло созерцает эти события со стороны, бурная “гуся-протывсюся” в самом центре событий и принципиально самоисключенные из этих нудных тем “шизоидные псевдо-ego”. Это три подвида интеллектуалов, которые в последние годы боролись ПРОТИВ ЕВРОПЫ на поприщах Украины.

Homo aestheticus политику не уважает. Он сидит по львовским кофейням и не любит, когда ему под кофе с пирожными напоминают о таких неэстетичных вещах, как отрезанная голова Гонгадзе. Он не прощает Тимошенко безвкусицу электоральной рекламы “ТигрЮля” — одного этого достаточно, чтобы за нее не голосовать. Он не реагирует на обиды Табачника относительно Галичины — это ниже его достоинства. Он предпочитает просто ничего не знать об этом ужасном Востоке и Юге Украины. Ведь достаточно их отбросить, а там глядишь — и Галичина уже Швейцария. В канун выборов 2010 года он борется за “свободу слова” против фантомной комиссии по морали, так словно и в самом деле в Украине существует запрет на мат (в самом Львове иногда украинский — случайные слова между потоков мата, точь-в-точь, как в Донецке русский). А через год после выборов сокрушенно отмечает, что с февраля 2010-го живет “не в своей стране”2, очевидно, кравчуковская или кучмовская Украина была в дребадан “своя”. Государственная граница Украины в глазах Homo aestheticus’а проходит за окном львовской кнайпы.

В отличие от вялого бонвивана Homo aestheticus’а, “гуся-протывсюся” лицо пассионарное. Она не слишком различает личную психопатологию от проблем страны, поэтому назначает и за одни патологии, и за другие виновником единственную особу — Юлию Тимошенко. Она ненавидит ее священной ненавистью. Она забыла обо всех своих феминистических дилеммах. Это какой-то героин ненависти — как только перестаешь принимать, начинается “ломка”. Тимошенко предстает зловещей ведьмой, колдуньей, которая имеет магическое влияние на общество. Украина с “донецкими” будет в порядке, поскольку “”донецкие” той идентичности не угрожают (...). А Тимошенко влезает внутрь, на уровень “тонких материй“”. Самые тонкие из них, конечно, сексуальные. Вы думали, Тимошенко политик? Нет, это “женская зона” (!). Куда там Януковичу: “Женская зона более утонченная, привлекательная, это “иди ко мне, мой сладенький, и тебе дам“”. Почему-то только используя бордельную лексику, в представлении “гуси-протывсюси”, может говорить эта “сияющая в 50 лет, как молоденькая девочка, красавица”. Ведьма-Юля не догадалась быть старой каргой! Лихорадочные сексуальные виденья заполняют воспаленный экран (не) сознания: “Женщина, которая очень откровенно торгует своей сексуальностью и которая сделала свою карьеру, в частности и политическую, именно благодаря образу сексуально доступной женщины. Юлия Тимошенко принадлежит к поколению женщин, в котором, по опросам 1990 года, какой-то достаточно мощный процент восьмиклассниц мечтал о карьере валютных проституток”, — у “гуси-протывсюси” плохо с арифметикой, потому что в те времена Юлии Владимировне было за 30. Ну и если вы не знали, так знайте: “женщина с дресс-кодом Юлии Тимошенко (...) в прямом эфире демонстрирует готовность раздеться”3. В конечном итоге, разве в период Помаранчевой революции депутат Митрофанов, когда-то член партии Жириновского, не снял порнофильм о Тимошенко и Саакашвили?! Дисфункции на определенной почве — социально опасная вещь.

Измерение сексуальной угрозы от Тимошенко — панъевропейское: Тимошенко, оказывается, “похоронила себя в глазах Европы как политик тогда, когда во время “газовой войны” 2009-го публично кинулась на шею Тополанеку в стиле “мягкого порно”4. Во-первых, обнимала Тимошенко не Тополанека, а Саркози. Во-вторых, сам Тополанек был сфотографирован на вилле Берлускони не в самом презентабельном виде. А в-третьих, по-видимому, Европа передумала наказывать Тимошенко за ее “мягкое порно”, потому что из-за “жесткой посадки” лидера оппозиции отказала в европейской перспективе целой стране. Тем не менее опасность Тимошенко выходит за пределы даже Европы и приобретает планетарный масштаб, открывая эру “женских фашизмов”: против Януковича как “меньшего зла”, это “фашизм по-украински, точнее, троцкизм в вышиванке”5. “Тимошенко — это была совершенно новая историческая угроза... К такому вызову, к женскому фашизму в гламурном обличье, Украина не готова и цивилизация не готова... Двадцать первый век, наверное, будет столетием “Женских фашизмов”, но уже не в Украине”6. И в самом деле — не говоря уже о Меркель, женщинами являются президенты Бразилии, Аргентины, Коста-Рики, Либерии, Индии, Ирландии, Финляндии... Сплошь, по-видимому, “фашистки”...

И вообще — в ответ на арест Тимошенко “гуся-протывсюся” сурово спросила, цитируя Высоцкого: “Где деньги, Зин?”7.

Интересно, что она его не вменяет в вину ни президенту, ни премьеру, ни депутатам, которые когтями растерзали страну. А той, которая попала в тюрьму из-за животного страха перед ней президента-премьера-депутатов.

А слабо спросить у президентов — у нас уже ж Лёни и Вити в квадрате: где Крым, Лёнь, с Черноморским флотом? Где Гонгадзе, еще один Лёнь? И разве только Гонгадзе?! Например: где, Лёнь, американские миллионы? — ведь Украина времен Кучмы была ТРЕТЬЕЙ в мире страной — после Израиля и Египта — относительно помощи со стороны США!

Еще можно с интересом спросить. Где Помаранчевая революция, Вить?

И вообще — где, черт побери, Украина, второй Вить??!

Государственное мышление еще то. “Многа букафф”, чтобы понять: Тимошенко-политика можно критиковать и переизбрать — в отличие от ее оппонентов, которых “из власти не выдавишь”. Тимошенко-узник — это сразу Мандела с бирманкой Аун Сан Су Чжи. А граница Украины для “гусь-протывсюсь” проходит исключительно по демаркационным линиям собственной психопатологии.

В отличие от активизма “гусь-протывсюсь” есть еще один тип — отстранены “шизоидные псевдо-ego”, которым “с нэнькой-Украиной” вообще “не по пути”. У этих персонажей “сито в голове и дырка в сердце”. “Кайф — это единственный смысл писания, да и вообще любой деятельности”. Они достаточно низкого мнения о собственном обществе: “украинцев нужно научить почаще умываться и мусор за собой убирать, к книжкам им еще, может, рановато”, — собственно, какого черта такому обществу в Европу?! И вообще, пишет автор, “оставьте в покое с этой политикой — жаль времени и пальчиками по клавишам стучать в облом”. Тимошенко и здесь не забыта: “прекрасная нарванная баба, могла бы здесь какую-то движуху замутить, а так быки все обсели и воняют дорогими носками — унылое говно”. Что же касается себя: в “моем внутреннем талибане нет политических партий — есть лишь шизоидные псевдо-ego”. А относительно страны: “я не задумываюсь над судьбой и государственным строем Нэньки — Украина опять потеряла свой шанс, и мне с ней не по пути”8. Потому что это же как раз абстрактная Украина “опять потеряла время” и САМА не построилась, пока ее писатели ловили кайф. В “шизоидных псевдо-ego” с “ситом в голове и дыркой в сердце” масштабы Украины тоже не простираются дальше их норы. Такую Украину можно безнаказанно уничтожить — никто и не заметит.

Интересно, какая из этих категорий интеллектуалов может защитить европейский выбор Украины? Разве это не интеллектуалы должны объяснить обществу, что не о симпатиях или антипатиях к политикам идет речь, и не о “дресс-коде” Тимошенко, а о демократии, которая основывается на распределении ветвей власти и независимости судебной системы? Сформулированный Монтескье в ХVIII ст., этот тезис — в основе и американской демократии, и европейской. Однако как вообще можно размышлять на такие скучные темы, если главное условие бытия — не относиться всерьез ни к чему: ни к себе, ни к другим, ни к стране, ни к ситуации в государстве?!

Отсюда и подписанные-по-телефону “рахат-лукумовские” письма в поддержку антиукраинской власти вчера-незаангажированных-литераторов. И танцы с рецитациями за неизвестные деньги известных олигархов. И громкие заявления, что Украине нужен Махно, а затем тихонькое попивание коньячку на дипломатических тусовках в посольстве России. Просто постмодернисткое зрелище! КАЧЕСТВО, уничтоженное в советские времена, человеческое качество привело к этой аморальной вакханалии.

На одном из приглашений Ивано-Франковского “DRUMТИАТР”’у — двое ребят с завязанными глазами. На анонсе тура “Карбидо” — двое мужчин пьют, но у обоих НЕТ ГОЛОВЫ. Напиться как-то удастся. А вот подумать — с этим сложнее. Словом, глубоко символическая семантика.

Немного оптимизма. Спартак

Смешно и недостойно идти в Европу во главе с политиками, которые эту Европу ненавидят, презирают и имеют цель лишь по-злодейски урвать какие-то от нее дивиденды. Интеллектуальная элита страны и политическая оппозиция до сих пор не создали в стране ни культурные, ни политические предпосылки для естественной евроинтеграции. Да, это катастрофа. Срыв европейской перспективы Украины означает ее многостепенный регресс, на исправление которого уйдет бесконечно много времени.

Но это закономерный результат как продажности значительной части подсоветских элит в прошлом, так и коррумпированности, безразличия, безответственности элит нынешних. В Украине еще нет правового государства, но его нет, потому что в Украине еще нет гражданского общества. Иначе соглашение с ЕС было бы просто прогнозируемым бюрократическим процессом, а не драматическим вопросом политического выбора.

Сегодня общество заплатит сполна за свое безразличие. Движение Украины в Европу прекращено.

Но в этом есть несколько позитивных результатов.

Это системный кризис православия. И начало краха “русского мира”. Пока страны западного христианства перестраивают цивилизационное пространство общего солидарного бытия, заканчивается развал православного мира. Болгария, а за ней и православные страны Балкан однозначно избрали европейский вектор. Россия же ведет системную войну против остальных православных стран — свих соседей. И не только войну холодную против Беларуси и Украины, но и войну горячую — против Грузии. Чем абсурднее модальности этой войны, тем быстрее наступит крах православно-славянской риторики. Инструмент политических торгов, православие полностью потеряет не только остатки моральной суверенности, но и любое интеллектуальное содержание. Политическая Россия собственноручно уничтожит основу своей имперской идентичности.

Неоимперский проект России как Евразии потерпит крах. Россия распахнута между Евразийским Проектом и проектом “Русского мира”, которые взаимно исключают друг друга. Движение Украины в евразийское пространство углубит процесс идентитарной дезориентации России. Ведь российские проекты, чтобы реализоваться, должны иметь сильную идеологическую составляющую. Сегодня оба проекта все больше теряют идеологическую почву, поскольку реализация их делегирована наиболее коррумпированной части российского и украинского политикума и самой отсталой части соответствующих обществ. Вершиной этого станут геополитические сотрясения по всему постсоветскому пространству, которые сделают невозможной стабильность ни одного из гипотетических союзных образований.

Игры Украины с Европой прекратились. Теперь известно, кто есть кто. Европа имеет давнюю дипломатическую культуру, поэтому часто ее речь может ввести в заблуждение своим аллюзивным и обтекаемым характером. Украинские властители рассчитывали на то, что и в Европе все “покупается”. Просчитались — и предстали пред миром в качестве мелких шулеров. В действительности Европа сегодня показала и Украине, и России, и самой себе, что все же приоритетом в демократическом мире являются его ценности и принципы.

Концепция Европы приобретет конкретное содержание. Закончилось время риторических заявлений о “европейском выборе”. Исчерпалась иллюзия “европейской Украины” — ее нужно еще построить. Конкретно, последовательно, шаг за шагом. Анализ и взаимное познание с обеих сторон потребуют людей доброй воли, сознательных граждан, квалифицированных специалистов. Освоение европейского измерения — это и будет путь десоветизации и модернизации украинского общества. Капиллярное распространение знания о Европе и понимание ее механизмов — первоочередная задача всех европейских сил Украины.

Европа — как объединительный фактор Украины. Общество поставлено перед выбором. Экономические показатели катастрофичны — страна идет к коллапсу. Общество вынуждено мобилизоваться и найти противодействие этим процессам, которые коснутся всех без исключения категорий. Только сознательный, зрелый, уравновешенный в основных своих аспектах ПРОЕКТ ЕВРОПЕЙСКОЙ УКРАИНЫ может обеспечить диалог между разными слоями населения, у которых доминирует стремление к достойной жизни в условиях цивилизованного мира. И языковые, и культурные проблемы будет значительно легче разрешать, если общество придет к порогу понимания: демократия — это не моментальное благосостояние граждан, а обеспечение гражданских свобод, которые высвобождают человеческий потенциал, давая возможность стране реально реформироваться и реально модернизироваться.

Возвращение интеллектуала — “Человека Протестующего”, по Камю. Время имитации прошло — и в политике, и в культуре. Сегодня момент тяжелых счетов. Общество нуждается в воспитании культуры политического мышления.

Перед смертью взгляд Вацлава Гавела был обращен на Украину и Беларусь. Возвращение этих стран к авторитаризму он переживал как собственное поражение человека, который положил жизнь на объединение европейского континента как пространства демократии.

Все мы, кто осознает эти проблемы, должны защитить Украину в Европе и Европу в Украине. Только через ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ авторитаризму и неототалитарным тенденциям появится, наконец, европейская Украина.

И, наконец, не совсем трагически должно звучать “Ave, Europa, morituri te salutant!” как парафраз “Ave, Caesar...”

Ведь это слова гладиаторов.

А среди них был Спартак.

Оксана ПАХЛЕВСКАЯ, профессор Римского университета “Ла Сапьенца”, 18 декабря 2011 года

1 http://naviny.by/rubrics/politic/2011/10/18/ic_ articles_112_175495/

2 http://www.radiosvoboda.org/content/article/ 24424329.html

3 http://www.gk-press.if.ua/node/2323

4 http://www.unian.net/ukr/news/news-419041.html

5 http://ukrzurnal.eu/ukr.archive.html/1278/

6 http://tymoshenko-vona.com/novosti/oksana-zabuzhko-timoshenko-eto-zhenskiy-fashizm-v-glamurnom-obliche

7 http://www.radiosvoboda.org/content/article/ 24356632.html

8 http://firtka.if.ua/?action=chat&id=17

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2011-12-26 12:05:49] [ Аноним с адреса 89.19.96.* ]

Безграмотность профессора Пахлевской не удивляет. Это еще один пример интеллектуальной нечистоплотности, когда под заранее заданный тезис, подтаскиваются факты. Смешно читать эти "консервы" из багажа американских политологов прошлого века про "ордынскую" отсталость России. Г-жа Пахлевская, вспомините фразу Н.В.Гоголя: "Нечего на зеркало пенять, когда рожа крива!" Кризис - масштабный - культурный, экономический и социальный, поразивший практически все без исключения страны Европы, доказывает, что у Украины и у России должен быть свой выбор. А не выбор, основанный на предположениях и подтасовке исторических фактов и современных реалий, подготовленных в Риме.

[2011-12-26 11:57:18] [ Аноним с адреса 89.19.96.* ]

Безграмотность профессора Пахлевской не удивляет. Это еще один пример интеллектуальной нечистоплотности, когда под заранее заданный тезис, подтаскиваются факты. Смешно читать эти "консервы" из багажа американских политологов прошлого века про "ордынскую" отсталость России. Г-жа Пахлевская, вспомините фразу Н.В.Гоголя: "Нечего на зеркало пенять, когда рожа крива!" Кризис - масштабный - культурный, экономический и социальный, поразивший практически все без исключения страны Европы, доказывает, что у Украины и у России должен быть свой выбор. А не выбор, основанный на предположениях и подтасовке исторических фактов и современных реалий, подготовленных в Риме.

[2011-12-26 08:06:29] [ Аноним с адреса 46.201.149.* ]

А может это начало осознания украинской Нацией первичности своей культуры по отношению к европейской цивилизации? И именно с Украины начнется возрождение белой Европы с исконными христианскими ценностями. Как Нации, имеющей прямое происхождение от галилейского народа, давшего миру Марию и Христа. Кто-то же должен остановить содомизм и ювенальную юстицию, остановить шествие иудейской системы законности, противопоставив ей принципы христианской любви. Культура и духовность Украины гораздо выше, чем в англо-германской Европе, единственный наш недостаток - мы пока бедные. Западный мир хорошо пожировал на развале системы хозяйства СЭВ, получив на полтора десятка лет возможность экспорта в наши страны своей инфляции через денежную экспансию. Но после 2008 года мир стал другим. На Востоке солнце всходит, а на Западе оно уже село. Реальная экономика - это "дальневосточные тигры", производящие предметы потребления для всего мира. А Запад - это спекулянтско-шулерская экономика "постиндустриального" типа, паразитирующая на долговых пирамидах. Соответственно - и культура, упадническая мораль, бездуховность. И на

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.