Похоже, украинская оппозиция объединилась — в вопросе о денонсации харьковских соглашений между Украиной и Россией, продливших срок базирования Черноморского флота России в Крыму до 2042 года. Практически все оппозиционные силы, без исключения, выступили с требованием к Президенту Виктору Януковичу отменить “антиукраинские соглашения”. Были проведены акции протеста. Основное мероприятие прошло возле памятника Тарасу Шевченко в Киеве, где четырнадцать оппозиционных партий приняли соответствующее постановление, под которым, в частности, подписалась и наиболее многочисленная парламентская оппозиционная партия — “Батьківщина”. Как через год оценивают результаты харьковских соглашений в Крыму? С этого вопроса мы начали наш разговор с руководителем крымской организации “Батьківщина” Андреем СЕНЧЕНКО.
— Крым менее эмоционально смотрит на всю эту ситуацию, он прагматичен в этом вопросе. Да, для части крымчан есть определенные психологические сложности, связанные с родственными отношениями в России, но также среди крымских граждан есть понимание того, что пребывание Черноморского флота РФ — не равноценно наличию или отсутствию нормальных отношений между странами. Я понимаю, что взгляд среднестатистического крымчанина на эту проблему отличается от взгляда среднестатистического киевлянина или, тем более, галичанина. Но в Крыму, условно говоря, сегодня вопрос ставится так: где после харьковских соглашений обещанные инвестиции? Где обещанные рабочие места? Ведь на сегодняшний день проблема заключается в том, что основная часть безработных людей, состоящих на учете в Государственной службе занятости в Крыму, — это уволенные работники Черноморского флота России. Кроме того, есть целый ряд скандалов, связанных со “строительными МММ”, которые были организованы Управлением капитального строительства ЧФ РФ или при участии этой структуры. Поэтому сегодня присутствие флота в Крыму не является олицетворением стабильности или каких-то перспектив экономического развития, напротив, сопряжено с массой всяких проблем.
— По мнению ряда экспертов — и об этом недавно говорил министр иностранных дел Украины Константин Грищенко — харьковские соглашения являются своеобразной производной московских газовых соглашений 2009 года, которые подписала Юлия Тимошенко. Готова ли сегодня оппозиция проанализировать собственные ошибки и взять на себя часть ответственности?
— Газовые соглашения нужно рассматривать в комплексе, анализируя более раннюю историю взаимоотношений в этом вопросе Украины и России. Власть сегодня пытается навязать украинцам мысль о том, что газовых соглашений Тимошенко надо стыдиться. На самом деле отправной точкой являются не газовые соглашения от 2009 года, а время, когда премьер-министром Украины был Юрий Ехануров, президентом — Виктор Ющенко. Именно тогда в сговоре и при участии господина Фирташа была образована структура “РосУкрЭнерго”. В результате, Украина вышла из существующего соглашения, по которому закупала российский газ по цене 50 дол. за тыс. куб. м. Отказались от существующей схемы ради кормушки, которой соблазнили украинское руководство.
Когда во второй раз Тимошенко стала премьер-министром, страна уже была в удавке. Нам практически диктовали, что и как делать. Европа ничего не хотела слышать: дайте газ и все. Они не хотели из-за наших “разборок” с Россией мерзнуть. Давление было с двух сторон. Россияне четко понимали, что на Украину, кроме них, давит и вся Европа. Поэтому все, что можно было выжать из той ситуации, мы выжали, лучшего соглашения нельзя было добиться. Чего не скажешь о харьковских соглашениях. Когда их заключали, была уже новая власть, никто нигде не мерз, на дворе весна — было время для ведения газовых переговоров. Даже если придерживаться логики тех, кто оценивает харьковские соглашения с математической точки зрения, она не выдерживает никакой критики. На самом деле, кроме очередной кабалы, Украина ничего не получила.
— Ваша политическая сила выступает за денонсацию харьковских соглашений. Насколько это реально и каков механизм денонсации?
— Денонсация соглашений требует построения внятной линии поведения в отношении Российской Федерации, в том числе в газовых вопросах. Ведь денонсировать — не означает перейти на дрова. К тому же, вряд ли Россия собирается консервировать свой газ. Одним словом, это предмет переговоров, которые нужно проводить не в ноябре, потому что будет уже поздно, а чем раньше, тем лучше. Что касается механизмов, то существуют международные правовые процедуры. Кроме этого, нам нужно учитывать, что при ратификации харьковских соглашений власть нарушила и Конституцию Украины, и ряд других процедур.
— Сегодня от представителей власти, в частности дипломатического корпуса, можно услышать: несмотря на многочисленные заявления о европейской интеграции, предыдущая власть практически ничего не добилась в этом направлении, в том числе при правительстве Тимошенко. В свою очередь, нынешняя власть обещает до конца 2011 года подписать соглашение с Евросоюзом о зоне свободной торговли. Ваша оценка.
— Это все манна небесная, обещания, которые ничем пока не оправдываются. Но я хочу акцентировать внимание на том, что Константин Грищенко является министром иностранных дел в правительстве Николая Азарова, но внешнюю политику страны определяет не Кабинет Министров, а Президент Виктор Янукович. Когда Тимошенко работала премьер-министром, она не могла определять внешнюю политику государства, ее определял президент Виктор Ющенко — от него Министерство иностранных дел получало директивы. Эти вещи нельзя сравнивать. Поэтому сегодня можно говорить о том, насколько была эффективна европейская политика президента Ющенка в исполнении разных министров в разное время и насколько эффективна эта политика сейчас в исполнении Грищенко при Президенте Януковиче.
— Кабинет Министров организует и обеспечивает внешнеэкономическую деятельность Украины.
— Тимошенко не руководила внешней политикой Украины.
— Многие западные политики, эксперты говорят о том, что украинская власть и оппозиция на внешнем фронте, в частности европейском направлении, должны быть едины — не критиковать друг друга. С вашей точки зрения, сегодня власть и оппозиция едины в этом?
— Позиция, которую заняла нынешняя власть — неопределенная. Мы слышим разные декларации — и о зоне свободной торговли с Евросоюзом, и о Таможенном союзе (формула “3+1”). Наша же политическая сила четко стоит на европейском векторе развития Украины. Как в данном случае мы можем идти нога в ногу с властью, если она движется то вперед, то назад? У нынешней власти один приоритет — это собственный карман. Сегодня политика поставлена на службу бизнесу.
— Недавно Верховная Рада приняла решение о том, что в День Победы 9 мая необходимо официально вывешивать красные флаги наряду с государственными сине-голубыми. Как вы относитесь к этому решению?
— Все эти действия направлены на то, чтобы столкнуть людей лбами и отвлечь от реальных проблем, которые существуют в стране. Я с уважением отношусь к ветеранам, которые носят знамя Победы, но не думаю, что такие решения надо принимать на уровне государства. К тому же, никто не запрещал до сих пор ветеранам использовать это знамя. Власть сегодня сознательно делает такие заявления, чтобы искусственно повысить температуру в обществе. В результате начинается спор там, где его вообще быть не должно.
— На этой неделе завершилось досудебное слушание по уголовному делу против экс-президента Украины Леонида Кучмы. Как вы оцениваете перспективу?
— В этом вопросе у меня четкая позиция: любое преступление должно быть расследовано до конца. Не имеет значения, резонансное оно или нет. Суть в том, что убит человек — а уголовное дело годами забалтывают. Это травма для общества, которая наносит непоправимый вред общественной психике. Я очень хочу, чтобы дело Гонгадзе было раскрыто, но в глубине души не верю этой власти. Ведь все мы знаем, какое у нас правосудие.
— Периодически ряд оппозиционных партий заявляют, что между ними ведутся переговоры о возможности объединения в одну политическую силу. БЮТ ведет такие переговоры?
— Идея объединения оппозиции — абсолютно вредная. Она отвлекает внимание граждан от социально-экономических проблем. Я могу лишь сказать, что в оппозиции к нынешней власти находится большинство граждан Украины. Кто-то высказывает свои взгляды на работе, кто-то на кухне, кто-то на троллейбусной остановке... Все эти люди недовольны, и все они — оппозиция. Возможна координация действий оппозиционных политических сил, но не надо прослеживать за этим какую-то идею объединения.
— Было несколько заявлений лидеров оппозиции о том, что ведутся переговоры об объединении...
— Уже в двадцать пятый раз мы слышим о переформатировании определенных политических сил. У них такое хобби. Если они хотят, пусть этим занимаются. Когда они выходят на улицу, чтобы показать свое недовольство происходящим в стране, мы уважаем их взгляды, но перед нашей политической силой не стоит задача притянуть всех к себе.
— По информации СМИ, партия “Реформи і порядок” может влиться в партию “Батьківщина”. Это правда?
— Партия “Реформи і порядок”, как и “Батьківщина”, является основоположницей Блока Юлии Тимошенко. Нас (ПРП и “Батьківщину”) все устраивало — мы ответственные партнеры, давно работаем вместе. К сожалению, сегодня власть манипулирует Законом о выборах, лишая партии права выбирать форму межпартийного взаимодействия, в том числе создавать блоки. Но оставим это на совести власти. Отвечая конкретно на ваш вопрос, могу сказать: да, исходя из нынешней ситуации, партия “Реформи і порядок” и “Батьківщина” действительно обсуждают вопрос о слиянии в одну политическую силу.
Иван КАПСАМУН
Что скажете, Аноним?
[13:45 27 декабря]
[07:00 27 декабря]
[13:00 26 декабря]
17:00 27 декабря
15:20 27 декабря
15:10 27 декабря
15:00 27 декабря
14:30 27 декабря
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.