Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Американцы подминают космический туризм

[16:48 15 октября 2010 года ] [ Газета 2000, № 41, 15 - 21 октября 2010 ]

Крупнейший мировой производитель авиационной, космической и военной техники Boeing на днях объявил о запуске проекта по созданию космического корабля Crew Space Transportation-100, который предполагается использовать в качестве туристического.

Очевидно, это — ответ на российские инициативы.

Гостиница МКС

Специалисты российской ракетно-космической корпорации “Энергия” еще в конце 2009-го заявили о начале работ по созданию пассажирского пилотируемого корабля многоразового использования, который, по словам разработчиков, даже сможет совершать посадки на Луне.

И в июле этого года представили эскизный проект шестиместной “Руси”, рассчитанной на 2-х астронавтов и 4-х пассажиров, заявив, что корабль можно будет использовать как в научных, так и в туристических целях.

Все прежние туристические путешествия производились на российских “Союзах”, изготавливаемых “Энергией”, где для одного космического туриста освобождалось место третьего пилота, и несколько недель он проводил в российском секторе МКС.

Американцы берут выше, заявляя о создании корабля, который сможет взять на борт 7 желающих!

Летные испытания многоместного российского корабля намечались на 2015 год — “Боинг” обещает запустить “тестовый” Crew Space уже в 2014-м.

Если президент РКК “Энергия” Виталий Лопота заявлял, что для проведения летных испытаний потребуются создать четыре опытных образца, то “Боинг”, похоже, намерен обойтись одной моделью.

Главной целю космо-туров “большой компанией” останется станция МКС, и я поинтересовался у космонавта Леонида Каденюка, сможет ли 380-тонная “гостиница” принять такое число посетителей?

Леонид Константинович с трудом представляет, как это будет выглядеть:

“Ведь все отсеки МКС предназначены для научных исследований. Выдержат ли повышенную нагрузку системы жизнеобеспечения? Не велик ли риск для жизни людей и нормального функционирования главного космического порта?”

Однако вице-президент корпорации Boeing и руководитель департамента освоения космического пространства Брюстер Шоу уверен в успехе, характеризуя проект, как “начало миграции человечества в космос”.

Цены на билеты выросли в 2 раза

И NASA, и Роскосмос заинтересованы в развитии космического туризма, ведь эта отрасль позволяет зарабатывать хорошие деньги.

Американская компания Space Adventures организовывала все туристические полеты на российских кораблях “Союз” и уже подписала соглашение с “Боингом”, взяв на себя обязательство по отбору и подготовке “великолепной семерки”.

К слову, это — непростая задача.

Кандидаты на полет должны быть не только богатыми, но и иметь отличное здоровье, посвятить, как минимум, год постижению основ жизнедеятельности на орбите и физической подготовке. Причем, ранее на базах NASA и в Звездном городке под Москвой тренировались два человека: главный претендент и дублер.

Первым клиентом компании в 2001 году стал калифорнийский миллионер Деннис Тито, выложивший за экскурсию 20 млн. долл. (после заявил, что “это путешествие стоит каждого потраченного доллара”). Он провел на станции МКС 8 суток в компании двух российских космонавтов.

Тито останется в истории, как первый в мире турист, слетавший в космос за свои деньги, однако он не был первым “любителем в космосе”: первые коммерческие ознакомительные полеты на орбитальную станцию “Мир” произвели ранее (также на “Союзах”) японец Тоехиро Акияма в 1989-м и англичанин Хелен Шарман в 1990-м году. Их экскурсии оплачивались из негосударственных фондов.

Всего на сегодняшний день 7 миллионеров побывали в космосе: пятеро из США (один из них слетал дважды), из ЮАР и Канады.

И если еще два года назад “билеты в космос” стоили 20 млн. долл., последнему космическому туристу, канадцу Ги Лалибере (вернулся на Землю 11 октября 2009 г.) удовольствие обошлось уже в $40 млн.

О процентах, которые турагенты из Space Adventures берут за услуги, мы можем только догадываться, но очевидно, что многоместные корабли сулят фирме ощутимый виток развития: ведь затрат на “горючее” столько же, а “билеты”, скорее всего, останутся в цене. Кстати, недавно оформилась цена новой услуги: выход космического туриста в открытый космос — 15 млн. долл.

Выглядит парадоксально: туристов доставляют на орбиту российские экипажи (или международные с участием россиян), а “ответственным за миллионеров” была и остается Space Adventures, имеющая эксклюзивные права по подбору космонавтов-непрофессионалов. Но, похоже, россиян устраивает, что вопросы менеджмента в космо-турбизнесе решают американцы.

Любопытно, что разворачивание данных проектов проходит на фоне резкого снижения государственных затрат на развитие космической отрасли как Россией, так и США.

Напомним, что в начале года Барак Обама потребовал провести реформирование NASA, свернуть проекты по отправке астронавтов на Луну и на Марс, задействовать частные компании, которые способны оказывать услуги по космическим перевозкам (например, для доставки грузов на орбитальную станцию), и сегодня звучат прогнозы, что и отправкой астронавтов в космос вскоре начнут заниматься частные компании.

Чтобы поднять энтузиазм промышленников, NASA заявило, что за пять лет инвестирует в предприятия, занимающиеся разработкой космических технологий, — 5 млрд. долл. А за разработку космической капсулы для многоместного пассажирского корабля обещает заплатить “Боингу” 18 млн. долл.

К тому же в 2011 году, после приземления последнего американского шаттла, американское космическое агентство намерено на неопределенное время приостановить программу полетов человека в космос и “оптимизировать расходы”, пользуясь услугами российских космических перевозчиков.

Космос может поднять экономику

По совокупным расходам на космос Россия занимает четвертое место в мире (2,7 млрд. долл.) после США (19 миллиардов долларов), Евросоюза (5,3 млрд. долл.) и Китая (3,1 млрд. долл.). РФ опережает Японию (2,2 млрд. долл.) и Индию (1,2 млрд. долл.).

Украина в прошлом году вложила в космос лишь 300 млн. грн., и по мнению Леонида Каденюка, такие вложения могут привести страну к утрате высокого звания космической державы.

Леонид Константинович уверен, что наши ракетостроители могут занять достойную нишу в сфере космического туризма и должны стремиться к этому, поскольку число туристических полетов в космос будет постоянно возрастать:

“140 стран работают в сфере космических исследований и разработок, но такой потенциал как у Украины, имеют не более 10 стран. У нас есть полный цикл отработки космической техники: от проекта до запуска и эксплуатации космических аппаратов, ракетоносителей, спутников, бортовых систем. К слову, сложнейшая система сближения летательного аппарата на МКС сделана нашими специалистами.

Но почему-то на высоких уровнях власти к космической отрасли относятся, как к такой, что требует баснословных вложений, а толку от нее никакого. Но она остается высокорентабельной! Вложив 300 млн., Украина в 2009-м заработала около 2 млрд. грн.! Космос может поднять экономику. С этой отраслью сегодня связано все, начиная от сельского хозяйства, заканчивая медициной и высокими технологиями”.

Роман БАРАШЕВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.