Известный американский инвестор Уоррен Баффет может только позавидовать прозорливости тех украинских управляющих инвестфондов, которые включили в состав инвестиционных портфелей акции Корпорации “УкрАвто”. Благодаря этому шагу только за последний день февраля стоимость чистых активов (СЧА) фонда, в котором доля бумаг “УкрАвто” составляет хотя бы 1%, выросла на 30%. Как такое возможно? Очень просто. Дело в том, что биржевой курс (усредненная стоимость акций, которую фонды обязаны использовать для расчета СЧА) “УкрАвто” за последний день февраля вырос в 30 раз.
По украинскому законодательству, инвестфонды обязаны использовать для расчета СЧА наименьший биржевой курс, установленный на одной из фондовых площадок. А так как в Украине десять фондовых бирж, то и выбирать управляющим есть из чего. “Так, 25 февраля минимальный курс акций “УкрАвто” был зафиксирован на Украинской бирже (УБ) и составлял 132 грн. за одну акцию. А уже на следующий день наименьшим был курс на Восточно-Европейской фондовой бирже (ВЕФБ) — 3964 грн. за акцию. На других площадках 26 февраля акциями “УкрАвто” не торговали”, — говорит начальник аналитического отдела инвестгруппы “ТАСК” Андрей Шевчишин.
Причем дороговизна бумаг “УкрАвто” для ВЕФБ не в новинку — на заоблачном уровне они на этой бирже торгуются уже более месяца. Логичного объяснения того, почему на ВЕФБ цена “УкрАвто” в течение длительного времени в 30 раз выше, чем на других площадках, не может дать даже руководство этой биржи. “Сделки проходят по всем правилам биржи, поэтому мы не можем их не учитывать. И в принципе где гарантия, что реальная цена бумаги на других площадках, а не у нас?” — вопрошает генеральный директор ВЕФБ Андрей Казаков.
История повторяется
Никакой радости от сверхбыстрого роста стоимости активов инвестфондов управляющие не испытывают, так как такие события грозят им существенными неприятностями. “Если фонд открытый и в момент такого “дутого” роста стоимости активов крупный клиент объявит о выходе, это может привести к краху фонда, так как продать акции по ценам, близким к такому биржевому курсу, даже теоретически невозможно”, — объясняет директор по развитию Concorde Asset Management Григорий Пелех.
Ситуация с “левыми” биржевыми курсами совсем не нова для украинского рынка. В последние дни прошлого года на биржах “Перспектива” и ВЕФБ стоимость ряда бумаг (КрАЗа, Алчевского и Мариупольского меткомбинатов и того же “УкрАвто”) начала в разы отличаться от их цены на ПФТС или УБ. Однако этот факт мог бы остаться незамеченным, если бы не происходящее с биржевым курсом одной из наиболее ликвидных украинских бумаг — акций Енакиевского метзавода на бирже “Перспектива”. 30 декабря 2009 года он оказался в 4 раза меньше, чем на УБ или ПФТС (см. “Дело” №3 от 20.01.09). Акции этого эмитента находятся в активах 78 инвестфондов, и использование “перспективного” биржевого курса могло существенно ухудшить годичные результаты фондов. Тогда ряд крупнейших управляющих компаний отказались использовать его для определения СЧА своих фондов, взяв биржевой курс УБ или ПФТС.
Более того, инициативная группа управляющих направила письмо в Госкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР), в котором просила в сжатые сроки разобраться в ситуации и внести изменения в правила расчета биржевого курса и СЧА, чтобы сделать невозможным подобные манипуляции. Руководство Госкомиссии тоже не осталось в стороне от происходящего — глава регулятора Сергей Петрашко в конце января отдал распоряжение в двухнедельный срок разобраться в ситуации.
К лету появятся новые правила
Недавние события с “УкрАвто” показывают, что быстро решить ситуацию не получилось. “В ГКЦБФР создана рабочая группа, которая в настоящее время проводит расследование причин колебания биржевого курса по акциям “Енакиевки”. Об окончательных результатах пока говорить рано”, — сообщила директор департамента мониторинга и стратегии развития фондового рынка ГКЦБФР Елена Табала.
Наряду с этим регулятор подготовил изменения в законодательство, которые должны улучшить ситуацию. “3 или 4 марта на сайте Госкомиссии будет опубликован проект изменений в положение о фондовых биржах, которые устанавливают единую методику расчета биржевого курса и определяют параметры, при которых курс может рассчитываться”, — сообщил “Делу” директор департамента методологии и регулирования рынка ценных бумаг ГКЦБФР Алексей Тарасенко.
Впрочем, рассчитывать на скорейшее изменение правил не стоит. Месяц нововведение будут обсуждать участники рынка, затем в течение месяца их правомерность будет исследовать Госкомпредпринимательства и только потом документ попадет на визирование в Минюст. По оценкам Алексея Тарасенко, вся эта процедура займет минимум 2,5-3,5 месяца.
Борис ДАВИДЕНКО
Потому что бедный украинец на дешёвой машине ездить не должен. Как не должен жить в дешёвом жилье и носить дешёвую одежду, питаться дешёвыми продуктами. Украинцу нужно всё продавать дорого. Потому что это выгодно :)
Вот мне интересно, почему в самой бедной стране Европы - Украине - цены на легковые машины на уровне или выше аналогичных в ЕС? Ну ладно бы еще, мы говорили о защите национального автопрома, но простите, Славута и Таврия не конкурент даже Дачия или Лада Калина.
Надо ввести закон о запрете пользования автомобилями старше одного года.
После того, как Тимошенко проиграла на выборах, Васадзе (должен был стать при ней Министром транспорта и связи) ищет способы спасти от краха "Укравто", которому грозит технический дефолт. Практически все подразделения корпорации - убыточные. А Вице-президенты - жирные коты (как сказал бы Медведев), которые кроме как раздувать щеки пошире, мало что могут и умеют.
Что скажете, Аноним?
[07:10 27 ноября]
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
10:00 27 ноября
09:20 27 ноября
09:10 27 ноября
08:50 27 ноября
08:30 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.