Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Ахметов начал уходить с Донбасса?

[12:37 19 мая 2015 года ] [ Forbes-Украина, 19 мая 2015 ]

В понедельник, 18 мая, группа компаний “Систем Кэпитал Менеджмент” (СКМ) объявила о решении приостановить работу в зоне АТО сети фрешмаркетов “Брусничка” и сети автозаправочных комплексов (АЗК) под ТМ “Параллель”.

По мнению группы, это продиктовано обстоятельствами, и решение принято в соответствии с действующей системой корпоративного управления.

На территориях Донецкой и Луганской областей, не подконтрольных Украине, прекращают работу 54 магазина торговой сети “Брусничка” и 32 АЗК “Параллель”.

В компании “Украинский ритейл” сообщили, что для сохранения рабочих мест и возможности обеспечивать население продуктами питания руководство торговой сети изучает возможность передачи разбрендированных помещений и оборудования рабочим коллективам на условиях аренды до момента возвращения сети. В случае передачи помещений в аренду “Украинский ритейл” не будет осуществлять ни контроль, ни управление этими магазинами со стороны центрального офиса.

“Параллель” всем работникам АЗК, которые приостанавливают свою работу, выплатит компенсационный пакет, в два раза превышающий размер установленных законом обязательных выплат в подобных случаях.
До сих пор в Украине действовал 41 АЗК под ТМ “Параллель”, еще 13 АЗС продавали фирменное топливо от “Параллели”. Недавно компания вышла на рынок продажи нефтепродуктов крупным оптом.

Народный депутат Игорь Луценко, один из авторов законопроекта о национализации сети “Брусничка”, считает, что через логистику сетей “АТБ” и “Брусничка” идет львиная доля контрабанды из т.н. “ДНР” и “ЛНР”, а также аннексированного Крыма на подконтрольные Украине территории — и наоборот.

В СКМ подобные обвинения отрицают, и заявляют, что готовы возобновить работу на Донбассе, как только появится возможность доставлять продукты и топливо в рамках правового поля и с учетом безопасной работы персонала.
Увядшая “Брусничка”

Из 152 магазинов, которыми оперирует “Украинский ритейл”, в зоне боевых действий оказалось 54 торговых точки. Несколько из них уже долгое время не функционировали в связи с повреждениями, полученными в ходе АТО, однако большинство магазинов, работу которых планируется остановить, были прибыльными. Удельный вес “оккупированных” точек в выручке сети по состоянию на начало года составлял 32,6% — при том, что на них приходилось 34% общей торговой площади.

54 “Бруснички” были заметной частью не только бизнеса компании, но и FMCG-ритейла региона в целом. Согласно данным GT Partners Ukraine, по состоянию на середину прошлого года сеть контролировала 8% рынка розничной торговли в Донецке. “В этом регионе “Брусничка” была достаточно влиятельным игроком. Сеть была молодой (начала развитие в 2006 году. — Forbes) и динамично развивающейся”, — отмечает Игорь Кишко, генеральный директор Украинской торговой ассоциации. В рейтинге наиболее быстрорастущих FMCG-ритейлеров по итогам 2014 года “Украинский ритейл” занял четвертую строку.

В то же время глава GT Partners Ukraine Игорь Гугля не считает, что уход СКМ с ритейл-рынка зоны АТО несет угрозу продовольственной безопасности региона: “Само по себе это событие не является критическим. Кроме “Украинского ритейла”, в Донецке продолжает работать еще ряд крупных операторов, которые также имели серьезное влияние на рынок и обеспечивали население продовольствием”. Согласно последним данным, в зоне боевых действий продолжают функционировать магазины донецкой сети “Обжора” и часть “Амсторов”.

Ключевым препятствием работы сети на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей генеральный директор “Украинского ритейла” Дмитрий Кулик называет невозможность продолжать поставки продукции в магазины. С проблемами конкурента хорошо знакома крупнейшая украинская розничная сеть “АТБ-маркет”. В прошлом году ритейлер стал объектом “национализации” самопровозглашенными “народными республиками” и с октября 2014-го полностью прекратил работу на оккупированных территориях.
“Мы возили продукцию в зону АТО до тех пор, пока там оставались открытые магазины. Хотя это давалось с трудом: транспорт попадал под обстрелы, часть товара “отжимали”, а наших водителей захватывали в плен, и мы их выкупали”, — делится опытом работы в зоне боевых действий Анна Личман, начальник отдела по связям с общественностью корпорации “АТБ”.
“Бензина нет”

Последние несколько дней донецкие автозаправки стояли без топлива. В соцсетях люди вывешивали фотографии, где на стелах вместо цен висят объявления “Бензина нет”. Еще раньше появлялись фото с ценами в 32-35 гривен, а то и 43 гривны за литр 95-го. Сегодня стало понятно, почему сложилась такая ситуация: “Параллель” уходит с территории Донецкой области, не подконтрольной украинским властям.

“До 18 мая включительно свою работу приостановят 32 автозаправочных комплекса под ТМ “Параллель” в Донецке, Макеевке, Докучаевске, Зугресе, Шахтерске, Енакиево, Снежном, Тельманово и Торезе. Решение о приостановке работы АЗК принято с учетом текущей ситуации: на данный момент компания не видит возможности для поставки топлива в эти города в рамках действующего законодательства или закупки его на месте у поставщиков, зарегистрированных в Украине”, — указано в сообщении компании.

“Параллель” стала последней компанией с украинской пропиской, которая пыталась работать на оккупированных территориях. Гораздо раньше оттуда ушли такие крупные сети, как ОККО, WOG, Shell, “Лукойл”. Оккупированную часть Луганской области “Параллель” покинула еще в июле 2014 года. То есть сейчас на этих территориях работают исключительно с топливом из России”, — комментирует ситуацию Сергей Куюн, директор консалтинговой компании “А-95”.

Эксперт говорит, что по данным его источников, все российское топливо на оккупированную территорию идет в рамках законодательства РФ — оформляется как экспорт в Украину с уплатой экспортных пошлин. Но возникает некоторая неувязка. “Даже если резидент Украины с донецкой пропиской поставит печать под документами, что принял товар из России, то как быть с оплатой? — задается вопросом Куюн. — АЗС инкассировала выручку, но банковской системы нет. Как заплатить, да еще и валютный платеж, на российскую фирму? Скорее всего, поступающее топливо — это контрабанда, которая идет за кэш”.

Торговля нефтепродуктами в зоне военного конфликта — достаточно прибыльный бизнес, даже несмотря на очевидные риски: кражу всей заработанной наличности или гибель в результате обстрела. Крупные российские вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) на такой риск не идут, опасаясь еще и последствий международных санкций. А вот разные мелкие — менее принципиальные — конторы этим не брезгуют. А ВИНКи решили не рисковать своей репутацией.

“Делай деньги”

Стоимость оптовых партий топлива в России на 30-40% ниже, чем в Украине. Например: в Украине средняя цена тонны бензина А-95 — 24,7 тыс. гривен, а в России — 14 тыс. гривен (по курсу НБУ на 18 мая 2015-го); тонна дизтоплива — почти 20 тыс. гривен, в то время как в России — 13,4 тыс. гривен. При этом цены на заправках на оккупированных территориях выставляются гораздо выше, чем в Украине. Такая разница цен, по мнению Куюна, дает возможность рисковым бизнесменам зарабатывать до 30% маржи.

По просьбе Forbes компания “А-95” подсчитала объем топлива, который потребляется на оккупированных территориях в течение года. Бензины — 95 500 тонн: из них на Донецкую область приходится 60 100 тонн, на Луганскую — 35 400 тонн. Дизтопливо — 86 600 тонн: из них на Донецкую — 61 000 тонн, на Луганскую — 25 600 тонн. В денежном выражении обороты составляют 2-2,35 млрд гривен по бензинам, и 1,7 млрд гривен — по дизтопливу. При таких показателях они могут позволить себе закупать топливо в России за наличку, а также платить всевозможным вооруженным формированиям за “ненападение”.

Согласно данным сети “Параллель”, доля продаж 32 АЗС на оккупированных территориях в общей розничной реализации топлива в апреле 2015 года составила 17%. Так что потери компании даже от приостановки работы весьма существенны. При очень грубых подсчетах речь идет о 700 млн гривен в год, или о почти 60 млн гривен в месяц.

И это при том, что помимо розничной реализации, компания “Параллель” осуществляет оптовую торговлю топливом, в частности — поставки мелким (бензовозными партиями) и крупным (ж/д цистернами) оптом предприятиям и организациям Украины. Общее количество корпоративных клиентов компании “Параллель” достигает 5000 предприятий. Сколько из них потеряно на оккупированной территории, компания не уточняет. Но сегодня среди ее первоочередных задач — наладить реализацию на свободных территориях.

“Сегодня мы сосредоточены на активном развитии в центральной части Украины и закреплении компании на рынке оптовых продаж нефтепродуктов. Наша цель в перспективе — стать развитой национальной сетью современных автозаправочных комплексов с полным спектром качественных услуг для автомобилистов”, — говорит Елена Хилиенко, директор компании “Параллель”.

По каким бы причинам “Параллель” ни прекратила работу на оккупированных территориях, это не выгодно ни Украине, ни самопровозглашенным властям. Учитывая военные риски, а также отсутствие денег на территории так называемой “ДНР”, “Параллель” была страховочным вариантом для поставок топлива общественному транспорту и социальным службам Донецка. Для Украины это тоже — потери, так как налоги с продаваемого в зоне АТО топлива платились в госбюджет. Как быстро и в каком объеме “Параллель” сможет восстановить свои объемы реализации — остается под вопросом.

“Держимся до последнего”

Как известно, СКМ — крупнейшая холдинговая компания Украины, которая, кроме ритейла и ТЭК, владеет и управляет активами в горно-металлургической, энергетической, телекоммуникационной, банковской, страховой, медийной отраслях, а также в сфере недвижимости. В СКМ поспешили сообщить, что решение о приостановке работы “Бруснички” и “Параллели” никак не повлияет на работу других субхолдингов: “Каждый холдинг группы СКМ работает по собственным процедурам и регламентам”.

Предусмотрительность проявил только машиностроительный дивизион группы — решение, аналогичное “Брусничке” и “Параллели”, компания Corum приняла еще в мае 2014 года.

“С момента нарастания напряженности на Донбассе Corum оперативно реагировала на любые изменения ситуации в регионе. Безопасность людей для компании превыше всего. Когда стало понятно, что ситуация усугубляется, было принято решение по переносу всех рабочих процессов, — поясняет Елена Плахова,  директор по корпоративным коммуникациям Corum. — Производство было перенесено на площадки компании в Харькове и Кривом Роге. Головной офис переместился в Киев. Компания организовала переезд сотрудников, а также их семей на новые рабочие места. Сегодня судьба офиса в Донецке, а также потерянных производственных площадок нам неизвестна”. 

В логистической структуре СКМ Forbes ответили: “На сегодняшний день “Трансинвест Холдинг” не осуществляет деятельность на не контролируемой Украиной территории Донецкой и Луганской областей”. А, значит, там тоже удалось избежать рисков, связанных с военной и финансовой деятельностью.

Телекоммуникационная группа Vega сообщила, что планирует и дальше оказывать телекоммуникационные услуги в Донецкой и Луганской областях — если здоровью и жизни сотрудников ничего не будет угрожать, они будут иметь доступ к офисам и телекоммуникационному оборудованию, а также при отсутствии незаконного вмешательства в работу оборудования. Правда, заметили, что оператор постоянно проводит ремонтно-восстановительные работы в этих регионах. 

Такой же политики придерживается и “Укртелеком”. “Сегодня в регионе фиксированная телефония — практически единственный доступный вид связи. Специалисты “Укртелекома” это прекрасно понимают, и делают все от них зависящее, чтобы у жителей этих областей была возможность вызвать службы экстренной помощи и оставаться на связи с родными и близкими, — говорится в ответе компании на запрос Forbes. — За все время проведения АТО “Укртелеком” делал и продолжает делать все возможное для поддержания и сохранения связи и инфраструктуры в регионе. Технические специалисты компании проводят ремонтно-восстановительные работы, как только это позволяет ситуация, а жизни и здоровью работников ничего не угрожает”.

“Укртелеком” пообещал и в дальнейшем предоставлять телекоммуникационные услуги своим абонентам в максимально возможном объеме.

В сельхозподразделении СКМ “Харвист” Forbes сообщили: “Вопрос о прекращении работы холдинга в зоне АТО на данный момент не стоит. Мы вносим коррективы в операционную деятельность, но не останавливаем ее. Мы уже неоднократно отмечали, что у нас есть обязательства перед пайщиками и сотрудниками, подкрепленные договорами аренды паев, трудовыми соглашениями. Поэтому мы будем продолжать работать до тех пор, пока это возможно”.

Группа “Эста”, являясь собственником офисной и гостиничной недвижимости, расположенной в г. Донецке, сообщает, что в данный момент офисные активы группы работают в “дежурном” режиме — поддерживается инфраструктура и техническое состояние зданий. Отели группы “Донбасс Палас” и “Парк Инн” функционируют в сокращенном режиме — услуги предоставляются по мере их доступности. В данный момент в отелях группы проживают представители международных организаций и СМИ.

С точки зрения бизнеса, все активы “Эста” являются полностью дотационными. Несмотря на это, планов по полному закрытию активов в данный момент нет, этот вариант будет рассматриваться только в случае реальной угрозы жизни и здоровью сотрудников группы.

ДТЭК пока не планирует закрывать свои предприятия на территории зоны АТО, несмотря на существующие трудности, которые не позволяют им работать на полную мощность. Компания продолжает выплачивать зарплату своим сотрудникам в зоне АТО. “Сотни энергетиков ДТЭК ежедневно восстанавливают электроснабжение населенных пунктов в Донецкой области”, — говорится в комментарии компании.

ДТЭК Зуевская ТЭС работает наполовину своей мощности — двумя блоками из четырех. Антрацитовые шахты в Луганской области работают на треть своей мощности. Уголь с них необходим для обеспечения работы ДТЭК Луганской ТЭС, ДТЭК Приднепровской ТЭС, ДТЭК Криворожской ТЭС. На двух последних запаса угля осталось на 2-3 суток. “ДТЭК делает все возможное, чтобы обеспечить стабильную, насколько это возможно, работу своих предприятий в зоне АТО, чтобы обеспечивать украинцев светом и теплом”, — подчеркивают в пресс-службе.

Пожалуй, самым уязвимым остается металлургический дивизион группы — предприятия “Метинвеста”. Им уходить из зоны АТО некуда, остановка заводов грозит существованию самой компании. Поэтому в конце апреля нынешнего года “Метинвест” принял решение возобновить работу Енакиевского и Макеевского металлургических комбинатов, несмотря на то, что боевые действия проходят рядом с предприятиями. Не останавливает производственный цикл и крупнейший коксохимический завод Европы — Авдеевский. Сегодня он работает фактически в режиме изоляции: оставшиеся рабочие живут прямо на территории завода, чтобы поддерживать работу коксохимических печей. Когда будет запущен Харцызский трубный — пока неизвестно. На данный момент холдинг увеличивает производство на Меткомбинате им. Ильича и “Азовстали”.

Инна КОВАЛЬ, Богдан ХЛИМОНЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.