Постоянный адрес:

В кругу родных и близких

Елена ГЕРАСИМОВА 17:00 21 ноября 2012 года
Борьба за государственные угледобывающие активы развернется прежде всего между структурами Рината Ахметова и Александра Януковича. И ее исход спрогнозировать невозможно.

3 ноября вступило в силу постановление Кабинета министров “Об утверждении перечня объектов права государственной собственности, подлежащих приватизации в 2012-2014 годах, и критериев определения способов их приватизации”. Основное содержание документа сводится к списку из 67 угледобывающих предприятий, которые будут выставлены на продажу в указанный период. В их число входят три шахты в Волынской области, 34 — в Донецкой, 23 — в Луганской области и семь — во Львовской.

Ровно за месяц до этого также вступило в силу правительственное распоряжение “Об утверждении плана корпоратизации государственных угледобывающих предприятий до 2014 года”. В соответствии с ним, в течение 2012-2014 годов будут корпоратизирваны государственные предприятия (ГП) “Артемуголь”, “Орджоникидзеуголь”, “Снежноеантрацит”, “Макеевуголь”, Донецкая угольная энергетическая компания, “Красноармейскуголь”, “Дзержинскуголь”, “Краснолиманская”, “Торезантрацит”, “Шахтерскатнрацит”, “Селидовуголь” и шахтоуправление “Южнодонбасское №1” в Донецкой области; ГП “Донбассантрацит”, “Луганскуголь”, “Первомайскуголь” — в Луганской, а также ГП “Волыньуголь” и “Львовуголь” в одноименных областях. Очевидно, что акционирование этих активов подразумевает их последующую приватизацию.

Таким образом, появление указанных нормативных актов дает старт распродаже примерно половины объектов отечественного углепрома, в число которых входят крайне привлекательные предприятия по добыче и коксующихся, и энергетических углей. И они будут пользоваться особым спросом со стороны основных игроков одного и другого рынков.

Удобным способом

Напомним, что сейчас в Украине из 209 действующих угольных шахт 167 остаются в собственности государства. При этом из всех госпредприятий, добывающих коксующийся уголь, убыточными являются примерно 80%, а из госшахт, добывающих энергетический уголь — более 90%. “Это говорит о том, что отрасль находится в абсолютно плачевном состоянии — госпредприятия по определению не могут не работать в убыток, аварийность катастрофически растет, а добыча угля, наоборот — ежегодно сокращается. Сегодня общая потребность углепрома в инвестициях составляет примерно 100 млрд. гривен. И, поскольку государство по ряду причин не способно выделить подобные средства, обеспечить их приток сможет только появление частного инвестора”, — подчеркивает руководитель проектов АК Kreston GCG Александр Куксин.

Под давлением экономической необходимости государство было вынуждено в очередной раз поставить вопрос о реформировании отрасли. Так, в июне 2010 года правительство представило Программу экономических реформ на 2010-2014 годы “Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство”, которая включала раздел, посвященный углепрому. К осени того же года специалисты тогдашнего Минуглепрома разработали программу реформирования отрасли. И в этот период в качестве главного направления преобразований была выбрана приватизация перспективных предприятий и ликвидация бесперспективных.

Однако с появлением Министерства энергетики и угольной промышленности и нового руководства министерства концепция реформирования отрасли радикально изменилась. Уже в мае 2011 года руководство Минэнергоугля заявило о том, что основным способом дальнейшего развития углепрома должно стать государственно-частное партнерство и, в частности — концессия. При этом планы по приватизации инвестиционно привлекательных предприятий были, по сути, отменены.

В результате в июле минувшего года был принят закон “Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся в государственной собственности”. А в январе 2012 года Кабмин принял постановление “Об утверждении перечня объектов топливно-энергетического комплекса права государственной собственности, которые могут быть переданы в концессию”. Его содержание также сводится к списку, включающему 87 предприятий, из которых 81 может быть предоставлено в концессию, а 6 — подлежат ликвидации.

Тем не менее к весне 2012 года государство возобновило работу и в направлении приватизации углепрома. Так, в апреле был принят закон “Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий”. А в ноябре Кабмин принял упомянутое постановление, утвердив перечень из 67 предприятий, подлежащих продаже.

Таким образом, в последние два года государство распределило 167 принадлежащих ему угледобывающих активов, главным образом, на две группы и приняло решение 81 из них отдать в концессию, а 67 — приватизировать. “Очевидно, что государству выгоднее более привлекательные активы передать в концессию, а менее перспективные — продать. А потенциальный инвестор, наоборот, заинтересован в покупке первых и получении на условиях концессии вторых, — констатирует старший аналитик по металлургии ИГ “Арт-Капитал” Дмитрий Ленда. — Однако характер произведенного разделения отражает не столько интересы государства и отрасли, сколько интересы приближенных к власти потенциальных инвесторов”.

Всем равноприближенным

К числу этих инвесторов прежде всего следует отнести Рината Ахметова, собственника холдинга “СКМ”, и Александра Януковича, владельца Ассоциации “Финансовых, промышленных и торговых предприятий “Донбасский расчетно-финансовый центр” (ДРФЦ). И именно между ними, по мнению Куксина, пройдет главная линия борьбы за самые привлекательные угольные госкомпании.

До недавнего времени несомненным лидером угольного рынка являлась одна из компаний СКМ — ООО “ДТЭК”. В его состав входят, в частности, ПАО “ДТЭК Павлоградуголь”, ПАО “ДТЭК Шахта Комсомолец Донбасса”, ООО “ДТЭК Ровенькиантрацит”, ООО “ДТЭК Свердловантрацит” и ООО “ДТЭК Добропольеуголь”, на долю которых приходится 47,3% общего объема угледобычи страны.

Однако с апреля 2011 года активным участником этого рынка стал ДРФЦ, специализирующийся преимущественно на обогащении угля. Сейчас компания владеет 74,18% уставного фонда ПАО “Центральная обогатительная фабрика (ЦОФ) “Комсомольская”, более 70% акций ПАО “ЦОФ “Россия” и столько же — ПАО “ЦОФ “Украина”, а также контрольными пакетами акций ООО “Донбассуглепереработка”, ОАО “Калининская ЦОФ”, ООО “Донбасский обогатительный комбинат” и ООО “Востокуглемаш”. Кроме того, под контролем ДРФЦ находятся ПАО “ЦОФ “Узловская” и ПАО “Горно-обогатительная фабрика “Красная звезда”.

В течение прошлого года ДРФЦ неожиданно выиграл ряд ключевых тендеров и получил крупные госзаказы на поставку и обогащение угля, оттеснив при этом с ряда традиционных позиций ДТЭК. В частности, в апреле компания стала победителем тендера ГП “Уголь Украины” на покупку крупной партии угля, в июне — тендера ГП “Селидовуголь” на обогащение угля, в августе и ноябре — тендеров ПАО “Центрэнерго” и ПАО “Донбассэнерго” на поставки угля.

Очевидно, что за последние два года у СКМ появился сильный конкурент, который будет использовать все имеющиеся ресурсы для комплектации производственной цепочки как углеобогатительными, так и добывающими активами. В частности, в ноябре Фонд госимущества планирует продать на фондовой бирже 25,52% уставного фонда компании “Комсомольская”, 23,64% — “Россия”, 21,69% — “Украина”, 24,86% — “Узловская” и 23,83% — “Красная звезда”. Понятно, что следующим шагом компании Александра Януковича, который сконцентрирует девять обогатительных предприятий, станет покупка шахт.

“Наряду с СКМ и ДРФЦ на госшахты будут претендовать структуры группы “Донецксталь”, компании Coal Energy SA и Sadovaya Group SA, а также ООО “Энергоимпекс”, — добавляет Куксин. Но, очевидно, что им достанутся лишь те активы, которые останутся вне сферы интересов двух главных претендентов. А целом выдвигать предположения относительно того, какой окажется конфигурация угольного рынка по итогам приватизации, аналитики пока не решаются.