Rambler's Top100
АНАЛИТИКА

Теория менеджмента превращается в сборник отживших идей

[12:55 04 января 2017 года ][The Economist]

То, что в свое время Мартин Лютер совершил для католической церкви, сегодня должны сделать для теории и практики менеджмента многочисленные бизнес-гуру.

В следующем году исполняется 500 лет со дня события, которое больше, чем любое другое, определило облик современного мира: Мартин Лютер обнародовал 95 тезисов и призвал католическую церковь пересмотреть ее многочисленные богословские ошибки и институциональные огрехи. Ревизионистские взгляды историков неизбежно усложнили историю (в том числе поддав сомнению легенду о том, на самом ли деле Лютер прибил гвоздем свою петицию к двери Церкви Всех Святых в Виттенберге),  но общий смысл происшедшего от этого не сильно изменился. Церковь созрела для реформации. Она была погружена в коррупцию и была оторвана от широкой общественной жизни. Запустив процесс изменений, Лютер вдохнул в христианскую веру, в том числе собственно в римский католицизм, новую жизнь.

Сходство между средневековым христианством и миром теории управления может быть не очевидно, но, как говорится, ищите и обрящете. Теоретики менеджмента освятили капитализм во многом точно так же, как священослужители прошлого осветили феодализм. Бизнес-школы сегодня являются своеобразными соборами капитализма. Консультанты являются его странствующими монахами. Подобно тому, как духовенство в средние века говорило на латыни, чтобы придать своим словам весомости, теоретики менеджмента говорят на своем ритуальном сленге. Средневековое духовенство торговало индульгенциями, с помощью которых верующие могли просто купить отпущение своих грехов. Им вторят теоретики управления, продавая трюки, которые способны решить все ваши бизнес-проблемы. В последнее время появилось еще одно сходство. Гуру потеряли связь с миром, которым они стремятся управлять. Теория менеджмента созрела для своей собственной Реформации.

Теория управления организована вокруг четырех основных идей, набивших оскомину и повторяющихся в каждой бизнес книге, которую вы читаете, или на любой бизнес-конференции, которую вы посещаете, и которые практически не имеют отношения к реальности. Первая идея заключается в том, что якобы бизнес сегодня стал намного более конкурентным чем когда-либо до этого. После изучения таких заголовков как “Конец конкурентного преимущества” (Риты Гюнтер МакГрат) или “Преимущество атакующего” (Рэм Чаран), у вас создается впечатление о гипер-конкурентном мире, в котором признанных исполинов постоянно подкашивают силы разрушения.

Беглого взгляда на цифры (или даже полета на рейсах американских олигополистических авиакомпаний) достаточно, чтобы понять — все это выдумки. Самый яркий бизнес-тренд сегодня не конкуренция, а консолидация. Годами, начиная с 2008-го, мы наблюдаем самый крупный бычий тренд в сфере слияний и поглощений, который измеряется в среднем 30 тысячами сделок в год на общую сумму, сравнимую с 3% ВВП. Консолидация особенно далеко зашла в США, говорится в докладе Совета экономических советников Белого дома за 2016 год. Среди прочего этот документ демонстрирует, что компании, вовлеченные в процесс консолидации получают рекордные прибыли. Разнообразные новые технологии занимают верхние строчки в списке тех отраслей, которые постепенно аккумулируются в одних руках. Это в 90-е Силиконовая долина была площадкой для стартапов. Сейчас это загон для кучки бегемотов.

Вторая, и связанная с предидущей, мертвая идея заключается в том, что мы живем в эпоху предпринимательства. Гуру, включая Питера Друкера и Тома Питерса, долго проповедовали добродетели собственного бизнеса. Правительства пытались поощрять предпринимательство  как противовес ожидаемому упадку крупного бизнеса. В реальности мы наблюдаем немного иную реальность. В США темпы создания новых бизнесов падают с конца 1970-х годов. Более того, в последние годы в стране ликвидируется больше компаний, чем создается. В Европе быстрорастущие предприятия по-прежнему большая редкость, и большинство стартапов остаются мелкими, отчасти потому что местная налоговая система наказывает предприятия, которые перерастают определенное количество занятых, а также потому, что предприниматели здесь заботятся больше о поддержании баланса между работой и остальной жизнью нежели о росте бизнеса. Значительное количество бизнесменов, исповедующих культ предпринимательства, терпит неудачу и влачит жалкое существование в надежде на скромное обеспечение их старости со стороны государства.

Третья идея теоретиков менеджмента состоит в том, что бизнес становится все быстрее. Здесь есть доля истины. Интернет фирмы могут приобрести сотни миллионов клиентов в течении нескольких лет. Но в каком-то смысле данное достижение выглядит менее впечатляющим на фоне отраслей-предшественников: свыше половины американских семей обзавелись легковыми автомобилями всего через два десятилетия после того, как Генри Форд представил первый сборочный конвейер в 1913 году. Более того, во многих отношениях современный бизнес гораздо медленее своих предков. Компании часто тратят месяцы или годы на сверку решений с различными департаментами внутри своей структуры (аудит, юристы, соблюдение информационной безопасности и так далее) или с постоянно расширяющимся бюрократическим госаппаратом. Интернет с одной стороны предоставляет возможности, а с другой стороны — их нивелирует. Теперь, когда так легко получить информацию и проконсультироваться сво всеми заинтересованными сторонами (включая поставщиков и клиентов), организации часто впадают в ступор, будучи не в состоянии принять окончательное решение.

Четвертое ошибочное представление заключается в том, что глобализация одновременно является неизбежным и необратимым продуктом действия технологических сил, что простые человеческие решения не могут обратить этот процесс вспять. Эта идея была последовательно повторена во многих бестселлерах, самый известный из которых “Плоский мир” Томаса Фридмана, опубликованный в 2005 году, и затем перекочевала в корпоративную рекламу, ярким примером чего является кампания банка HSBC “Всемирный локальный банк”. Но банальное знание истории говорит, что это нонсенс. В 1880-1914 годах мир был во многом так же глобализирующимся как сегодня, но тем не менее он пал жертвой войны и автаркии. Cегодня глобализация демонстрирует, что этот процесс может быть обращен вспять. Дональд Трамп проповедует мускулинный американский национализм и угрожает Китаю импортными тарифами. Великобритания высвобождается из пут Европейского Союза. Наиболее дальновидные транснациональные корпорации готовятся ко все более националистическому будущему.

Разворот тренда глобализации указывает на все более бросающуюся в глаза основную слабость существующей теории менеджмента: ее наивности по поводу политики. Современные ортодоксы менеджмента ковались в эпоху с 1980 по 2008 годы, когда либерализм был на подъеме и политики-центристы охотно поддерживали правила глобального мироустройства. Но сегодняшний мир весьма отличается от этой картинки. Рост производительности труда в западных странах ничтожен, компании сливаются с бешеной скоростью, предпринимательский дух откровенно пробуксовывает, популизм находится на подъеме, и прежние правила ведения бизнеса более не действуют. Теоретикам менеджмента необходимо проинспектировать свой “храм науки” с таким же пристальным иконоборческим подходом, как это в свое время сделал Лютер со своей церковью. В противном случае они рискуют исчезнуть, как многие другие переоцененные разносчики мертвых идей до них.

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
 

Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.

Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:


Теория менеджмента превращается в сборник отживших идей

То, что в свое время Мартин Лютер совершил для католической церкви, сегодня должны сделать для теории и практики менеджмента многочисленные бизнес-гуру.

http://ukrrudprom.ua/analytics/Teoriya_menedgmenta_prevrashchaetsya_v_sbornik_mertvih_idey.html

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

АНАЛИТИКА
НОВОСТИ
ДАЙДЖЕСТ
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.