Rambler's Top100
АНАЛИТИКА

Сами виноваты

[09:30 26 апреля 2010 года ][Виталий ШИМКОВИЧ]

События прошедшей недели еще больше укрепили впечатление, что Китай, больше всего страдающий от дороговизны железной руды, сам виноват в своих бедах.

Негативные явления

Рекордное подорожание железной руды вызывает все большее беспокойство у производителей стали по всему миру. Так, европейская металлургическая ассоциация Eurofer, продолжающая жестко критиковать железорудные компании за необоснованное, по её мнению, повышение цен на сырье, выступила с заявлением, в котором призвала власти Европейского Союза срочно принимать меры по защите региональной сталелитейной отрасли. Как указывается в заявлении, избыточные затраты на железную руду, излишне жесткая политика Евросоюза в области борьбы с потеплением глобального климата и протекционизм поставили европейскую металлургическую промышленность на грань гибели и, если не противодействовать этой негативной тенденции, уже в ближайшие годы в отрасли начнется массовое закрытие мощностей.

Возможно, Eurofer специально нагнетает страсти, стараясь привлечь внимание Еврокомиссии, обычно негативно относящейся к “старым индустриальным” отраслям экономики, однако дела в металлургической промышленности региона и в самом деле выглядят далеко не блестяще. Так, индийская компания Tata Steel на прошлой неделе сообщила, что вынуждена снять предложение о продаже своего британского завода Teesside, закрытого в марте текущего года. По словам представителей Tata Steel, возможные покупатели отказались от заключения сделки, поскольку резкое подорожание железной руды с апреля сделало выплавку стали на предприятии совершенно нерентабельной.

Корейская компания Posco, также столкнувшаяся с почти двукратным подъемом цен на железную руду и 55%-ным подорожанием коксующегося угля, сообщила, что в ближайшие годы будет инвестировать значительные средства в приобретение сырьевых активов. В настоящее время Posco покрывает за счет принадлежащих ей долей железорудных и угольных компаний только 18% своих потребностей в сырье, но к 2012 году планирует довести этот показатель до 30%.

Правда, на ближайшие годы Posco запланировала широкомасштабные капиталовложение в приобретения металлургических заводов и строительство новых предприятий за пределами Кореи. Возможно, сырьевой голод заставит ее изменить приоритеты. Впрочем, как говорится, свято место пусто не бывает. По данным индийских СМИ, корпорация Arcelor Mittal предложила индийской компании SAIL создать совместное предприятие по строительству в индийском штате Джаркханд металлургического завода на 3-4 млн. тонн в год и стоимостью около 2,7 млрд. долларов. Ранее с аналогичным предложением о строительстве меткомбината на этой же площадке обращалась к SAIL компания Posco. Теперь индийцы могут выбирать между двумя партнерами.

В Китае, тем временем, завершился процесс слияния компаний Anshan Iron and Steel Group Corp, Pangang Group Company и Benxi Iron and Steel, в результате которого образовалась крупнейшая в стране и вторая в мире металлургическая группа с объемом производства в 46 млн. тонн стали в год. До этого лидером китайской сталелитейной отрасли являлась Hebei Iron & Steel, в 2009 году выплавившая 40,2 млн. тонн стали.

Китайские компании в последнее время наращивают экспорт стальной продукции. В первом квартале 2010 года объем внешних поставок достиг 8,7 млн. тонн, что на 69,5% больше, чем за тот же период годичной давности. Однако вскоре Вьетнам, один из крупнейших покупателей китайской стали, может ограничить ее доступ на свой рынок. Вьетнамская металлургическая ассоциация призвала правительство страны оградить национальных производителей катанки, труб и оцинкованной стали от конкуренции со стороны Китая, России и Японии. Возможно, в будущем ограничения могут быть распространены и на другие виды стальной продукции. В прошлом году Вьетнам импортировал более 9,6 млн. тонн стали стоимостью свыше 5,3 млрд. долларов. Сталь оказалась третьей по величине статьей импорта Вьетнама после машиностроительной продукции и нефти.

Покосившаяся конструкция

Цены на арматуру в странах Ближнего Востока, в начале апреля впервые с сентября 2008 года превысившие 720 долларов за тонну CFR, покатились вниз. Потребители из Египта, Саудовской Аравии, ОАЭ, создав некоторые запасы продукции, ушли с рынка, а турецкие экспортеры, пытаясь дораспродать оставшуюся у них продукцию, начали сбивать котировки. В течение прошлой недели стоимость арматуры сократилась от 670-690 до 650-660 долларов за тонну FOB Турция, а некоторые компании, по данным трейдеров, готовы скинуть цены и до 620-630 долларов за тонну FOB.

Одновременно турецкие компании прекратили закупку металлолома, что также вызвало паническую реакцию у некоторых трейдеров. Котировки на российский и европейский материал, на пике подъема превышавшие 450 долларов за тонну CFR, упали до 405-430 долларов за тонну CFR. Опять же, некоторые компании готовы продавать лом даже дешевле 400 долларов за тонну CFR. В странах ЕС лом в одночасье подешевел на 30-50 евро за тонну. Правда, американские специалисты считают, что спад на рынке металлолома будет кратковременным. В самих США удешевление данного сырья оживило спрос, так что котировки могут скоро вернуться на прежний уровень.

Относительную стабильность по сравнению с арматурой и металлоломом сохранили заготовки. Экспортеры из СНГ предлагают эту продукцию по 620-630 долларов за тонну FOB, сбавив не более 10-20 долларов за тонну по сравнению с первой половиной апреля. До последнего времени полуфабрикаты пользовались спросом в Иране, странах Северной Африки и Юго-Восточной Азии, хотя сейчас прокатчики из-за падения цен на арматуру резко уменьшили закупки полуфабрикатов.

В то же время на рынке плоского проката рост цен продолжается. Металлургам приходится поднимать котировки под воздействием дорожающих железной руды и слябов. Стоимость полуфабрикатов в странах Восточной Азии уже приблизилась к 700 долларам за тонну CFR, а в мае, по оценкам аналитиков, превысит эту планку. В связи с этим японские производители листовой стали заявляют о необходимости повышения цен в третьем квартале на 50-100 долларов за тонну. При этом горячекатаные рулоны в июле должны стоить 850 долларов за тонну FOB и более.

Пока что основные производители горячего проката в Восточной Азии предлагают свою продукцию по 740-770 долларов за тонну FOB. К этому интервалу подбираются и китайские компании. Несмотря на то, что рост цен на плоский прокат в самом Китае на прошлой неделе затормозился и даже пошел вспять (хотя в конце прошлой недели, похоже, все вернулось на свои места), экспортеры довели стоимость горячекатаных рулонов до 700-730 долларов за тонну FOB.
Невзирая на слабый спрос растут котировки на плоский прокат в странах Европы и Ближнего Востока. Импортные горячекатаные рулоны в Турции достигли 730-790 долларов за тонну CFR, причем украинские компании, традиционно формирующие нижнюю границу этого интервала, увеличили стоимость своей продукции на 20-30 долларов за тонну по сравнению с первой половиной апреля. Ожидается, что и турецкая компания Erdemir в ближайшее время поднимет внутренние котировки до 770-780 долларов за тонну FOB.

В Европе компания Arcelor Mittal установила в качестве ориентира на май 600-620 евро (800-827 долларов) за тонну EXW для горячекатаных рулонов. Поставщики из Латинской Америки и Египта уже предлагают аналогичную продукцию дороже 800 долларов за тоннну CFR, хотя украинский прокат все еще не превышает 730 долларов за тонну CFR. Впрочем, большинство потребителей пока отказываются приобретать горячекатаные рулоны по столь высоким ценам и все еще надеются на их понижение.

Немилость победителя

Металлургические компании жалуются на диктат со стороны крупнейших поставщиков железной руды, но вынуждены соглашаться на их условия. По данным мировых СМИ, квартальные контракты на поставки железорудного сырья подписали с экспортерами германская компания Thyssen Krupp, ставшая первым европейским производителем, принявшим новую систему, и китайская Hebei Iron & Steel. В то же время, остальные европейские и китайские сталелитейные компании пока отказываются от подобных сделок. Основная проблема для европейцев, при этом, заключается в том, что сами они поставляют стальную продукцию крупнейшим потребителям по годовым контрактам и вряд ли смогут заставить их перейти на более краткосрочные соглашения (хотя японская JFE Steel заявила, что будет пытаться это сделать).

В то же время в качестве альтернативы железорудные компании предлагают спотовые поставки по гораздо более высоким ценам. Стоимость 63,5%-ного индийского концентрата уже достигла 190 долларов за тонну CIF Китай, приблизившись к абсолютному рекорду июня 2008 года. Китайские представители обвиняют во всем “большую тройку” экспортеров железной руды, которые специально сократили поставки железорудного сырья в Китай. Правда, китайцы сами объявили бойкот ведущим поставщикам руды, так что, возможно, экспортеры просто воспользовались случаем лишний раз “надавить” на Китай.

Вообще, складывается четкое впечатление, что китайцы, больше всего страдающие от дороговизны железной руды, сами виноваты в своих бедах. В довершение всего, китайская Chamber of Commerce of Metals Minerals & Chemicals Importers & Exporter (CCCMC) запретила импорт железорудного сырья с менее чем 60%-ным содержанием железа, которое обычно приобреталось в Индии. В результате на рынке возник острый дефицит высококачественного индийского сырья, тем более, что экспорт руды из Индии и так сократился вследствие борьбы с незаконной горнодобывающей деятельностью в штате Орисса. В довершении всего индийское Министерство металлургической промышленности предложило повысить экспортную пошлину на железную руду до 20%, что также способствует подъему цен.

В конце прошлой недели цены на железную руду в Китае, правда, немного понизились вследствие удешевления стальной продукции на внутреннем рынке, однако этот фактор, судя по всему, имеет краткосрочный характер. По мнению некоторых аналитиков, подъем на спотовом рынке руды будет продолжаться, а цены превысят 200 долларов за тонну CIF.

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
 

Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.

Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:


Сами виноваты

События прошедшей недели еще больше укрепили впечатление, что Китай, больше всего страдающий от дороговизны железной руды, сам виноват в своих бедах.

http://ukrrudprom.ua/analytics/Sami_vinovati.html

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

АНАЛИТИКА
НОВОСТИ
ДАЙДЖЕСТ
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.