Постоянный адрес:

Аукцион для победителя

Мария ИВАНОВА 09:50 19 ноября 2012 года
Накануне аукциона на получение доступа к пропускной способности межгосударственных электросетей для экспорта электроэнергии правила его проведения так и не были установлены.

В такой ситуации победителем торгов может стать лишь заранее определенный претендент, который диктует правила игры участникам рынка и государственным структурам, вовлеченных в данный процесс.

12 ноября Аукционная комиссия ГП “Национальная энергетическая компания (НЭК) “Укрэнерго” сообщила о том, что ежегодный аукцион на получение доступа к пропускной способности межгосударственных электросетей Украины для осуществления экспорта электроэнергии в 2013 году состоится 20 ноября в 16.00. Соответственно, все компании, желающие принять участие в торгах, должны успеть оформить и подать заявки к 16.00 19 ноября.

Несколькими днями ранее — 8 ноября — Национальная комиссия регулирования энергетики (НКРЭ) приняла Постановление “Об утверждении Порядка проведения аукционов на получение доступа к пропускной способности межгосударственных электросетей Украины для экспорта электроэнергии”, согласно которому правила проведения торгов претерпели определенные изменения. Однако на момент публикации объявления об аукционе данный нормативный акт еще не вступил в силу.

Поэтому Аукционная комиссия также сообщила о наличии двух возможных вариантов проведения торгов. По первому, она при разбивке лотов и отборе участников аукциона будет руководствоваться прежними правилами, изложенными в Постановлении НКРЭ от 22 октября 2009 года. А по второму — новыми, установленными в аналогичном документе от 8 ноября нынешнего года. При этом никакой информации о том, когда именно станет ясно, по какому из вариантов торги состоятся на самом деле, она не предоставила.

Игра в одни ворота

Напомним, что с прошлого года единственной частной компанией в Украине, которая осуществляет экспорт электроэнергии, является ООО “ДТЭК”. Сегодня это подразделение ЗАО “Систем Кэпитал Менеджмент” (СКМ) является крупнейшим вертикально-интегрированным энергетическим холдингом страны, который добывает почти 50% отечественного угля, контролирует четыре из шести украинских энергогенерирующих компаний и поставляет свыше 45% электроэнергии розничным потребителям.

До недавнего времени на рынке экспорта электроэнергии работали два структурных подразделения ДТЭК — ООО “ДТЭК-Востокэнерго” и ООО “ДТЭК Пауэр Трейд”, которые осуществляли поставки в Россию, Беларусь, Молдову, Польшу, Венгрию и Словакию. А с июля 2012 года все операции с энергоресурсами производит одна компания — ООО “ДТЭК-Трейдинг”. Кроме нее, еще одним оператором этого рынка является ГП “Укринтерэнерго”, с июня 2010 года возглавляемое Максимом Кучером, экс-директором “ДТЭК Пауэр Трейд”.

Следует отметить, что из 6,433 млрд. кВт-ч, отправленных за рубеж в прошлом году, 5,092 млрд. кВт-ч экспортировали структуры ДТЭК и лишь 1,341млрд. кВт-ч — “Укринтерэнерго”. А из 7,1558 млрд. кВт-ч, поставленных иностранным потребителям в январе-сентябре текущего года, ДТЭК экспортировала примерно 6,43 млрд. кВт-ч, а “Укринтерэнерго” — только 0,72 млн. кВт-ч. То есть, если в минувшем году доля ДТЭК в общем объеме зарубежных поставок электроэнергии составляла чуть менее 98%, то в нынешнем она достигла почти 99%.

Таким образом, если на рынках угледобычи, энергогенерации и энергопоставок ДТЭК занимает доминирующее положение, вполне достаточное для того, чтобы существенно влиять на правила игры, устанавливаемые государством, то на рынке экспорта электроэнергии она является безоговорочным монополистом и, значит, может сама диктовать ему любые условия. Например, в таких важных сферах госрегулирования, как тарифная политика и ценообразование.

Одним из следствий подобного положения дел стало изданное в марте этого года правительственное Распоряжение “Об экспорте электроэнергии в Словацкую Республику, Венгрию, Румынию и Республику Польша”, согласно которому способ формирования оптовой рыночной цены (ОРЦ) на электроэнергию, покупаемую у ГП “Энергорынок” ее экспортерами в эти страны, был изменен. Так, ранее ОРЦ устанавливали с учетом того объема дотаций, который компенсирует издержки на поставку электроэнергии по регулируемому тарифу, а попросту говоря — с учетом тех средств, которые необходимы для обеспечения рядовых граждан электроэнергией по посильной для них цене. А в соответствии с данным Распоряжением, этот объем дотаций, или так называемый дотационный сертификат, в ОРЦ электроэнергии уже не входит.

Между тем, по данным НКРЭ, доля дотационных сертификатов в ОРЦ составляла почти 25%, а по оценкам независимых аналитиков достигала 30%. И это значит, что, начиная с апреля, именно на эти 25-30%, компании, экспортирующие электроэнергию в указанные страны Европы, платят за нее меньше. А потому, только во II-IV кварталах текущего года ГП “Энергорынок”, по предварительным подсчетам его специалистов, недополучит 600 млн. грн.

Что же касается причин сложившегося положения дел, то наиболее очевидной из них является как раз порядок проведения аукционов на получение доступа к пропускной способности межгосударственных электросетей для экспорта электроэнергии. Так, в торгах 2009 года, которые состоялись по более-менее прозрачной процедуре, участвовали пять компаний. В результате объем выручки “Укрэнерго” достиг 141 млн. гривен. А уже в аукционах 2010 и 2011 годов, которые проходили по правилам, исключавшим всякую возможность конкуренции, участвовала только ДТЭК, конкурентов просто не допустили даже к торгам. Поэтому государство получило уже суммы совершенно иного порядка — 156 и 110 тыс. грн. соответственно. Таким образом, потери госбюджета, по оценкам экспертов, составили, как минимум, 450 млн. грн.

Следует отметить, что в 2011 году чистая прибыль ДТЭК достигла 3,5 млрд. грн. и, скорее всего, по итогам нынешнего года этот показатель хозяйственной деятельности компании будет не ниже, как, впрочем, и в будущем. При этом почти 30% этой суммы или примерно 1 млрд. грн. будут получены, во-первых, в результате отмены дотационных сертификатов, а, во-вторых — за счет покупки аукционных лотов по стартовым ценам. То есть — исключительно вследствие ее монопольного положения на рынке.

Правила задним числом

Разумеется, сумма, превышающая 1 млрд. грн. — это лишь прямой ущерб, нанесенный государству в результате разрушения конкурентной среды и устранения с рынка экспорта электроэнергии других игроков. Однако даже она не является просто разовой потерей. В случае сохранения нынешнего механизма формирования ОРЦ на электроэнергию, а также — теперешнего порядка проведения аукционов, государство будет терять как минимум такой же объем средств ежегодно.

Вполне очевидно, что чиновники, которые не могут не знать о таком положении дел, были обязаны внести в него все необходимые коррективы. И как бы с этой целью 28 февраля этого года состоялось заседание Рабочей группы, посвященное выработке изменений в порядок проведения аукционов. Тем не менее, руководство “Укрэнерго”, получив исчерпывающий пакет предложений от специалистов и представителей энергетического сообщества, на этом в совместной работе поставило точку.

Лишь семь месяцев спустя — 27 сентября — НКРЭ обнародовала проект новой редакции Постановления “Об утверждении Порядка проведения аукционов на получение доступа к пропускной способности межгосударственных электросетей Украины для экспорта электроэнергии”, который еще более месяца оставался лишь проектом. И только 5 ноября “Укрэнерго” обратилась в НКРЭ с просьбой дать разъяснения относительно того, по каким же правилам ей следует проводить очередной аукцион. В свою очередь 9 ноября НКРЭ ответила, что накануне Постановление было принято, однако ныне оно проходит государственную регистрацию и пока не вступило в силу.

По сути, при таких обстоятельствах объявлять об аукционе уже 12 ноября и тем более — назначать его на 20 ноября, оговаривая, что, возможно, он будет проведен по прежним правилам, а, возможно — и по новым, могла лишь инстанция, так или иначе заинтересованная в подобном положении дел. То есть, в том, чтобы ни один рядовой претендент на участие в торгах так до конца и не знал, каким образом ему следует оформлять заявку; а даже если он станет готовить два варианта, чтобы он не успел этого сделать; а даже если он и успеет, чтобы в любом случае иметь возможность отказать ему под тем или иным предлогом. Ведь в том случае, если претендент подаст два варианта заявки одновременно, Аукционная комиссия автоматически классифицирует наличие их как “неправильное оформление”.

13 ноября руководство потенциального участником годового аукциона компании ООО “РиэлПауэрСеплай” обратилось в ДП “Укрэнерго” с письмом, в котором указало на нелегитимность данного объявления об аукционе. Действительно, коль скоро на момент его публикации Постановление от 8 ноября еще не вступило в силу, ни о каком втором варианте проведения торгов просто речи быть не может. Ведь прежде всего ссылка на нормативный акт, который пока еще не действует, является безосновательной, а главное — ее наличие в объявлении автоматически делает его не соответствующим Постановлению от 22 октября 2009 года, которое все еще действует.

Вполне логично было бы ожидать, что в результате объявление будет приведено в соответствие с нынешним законодательством, то есть — что упоминание о втором варианте будет просто устранено. Однако “Укрэнерго” ограничилась лишь ответным письмом от 15 ноября, в котором подчеркнула, что аукцион состоится по действующим правилам. Однако при этом добавила: “В случае если до начала аукциона, то есть — до 16.00 20 ноября, вступит в силу Постановление от 8 ноября, он будет проведен в соответствии с ним”. И это значит, что рядовой претендент, который подаст заявку, ориентируясь на единственный легитимный нормативный акт на данный момент — Постановление от 22 октября 2009 года, может быть не допущен к торгам по той простой причине, что именно в период с 16.00 19 ноября до 16.00 20 ноября вступят в силу новые правила! Новое Постановление НКРЭ по состоянию на 19 ноября 2012 года не было зарегистрировано в Минюсте, и, следовательно, оно не вступит в силу до 20 ноября 2012 г. при подаче заявок участниками аукционов. Потому аукционная комиссия будет руководствоваться вариантом 1 своего Объявления. Но даже в этом случае однозначно понимать правила аукциона остается прерогативой избранных. В сегодняшней версии варианта 1 (Постановлении 1207 от 2009 года) не идет речь об EIC-коде, о котором в прошлом году твердила госпожа Муравьева, когда ДП “Укрэнерго” не допустило единственного конкурента ДТЭК, а также нужно или нет утверждать внешнеэкономический контракт в технической части. Иначе говоря, вариант 1 предполагает массу подвариантов.

Вряд ли у кого-либо могут оставаться хоть малейшие сомнения в том, что вся эта конструкция была создана специально для того, чтобы дезориентировать рядовых претендентов, подобных компании “РиэлПауэрСеплай”, и тем самым расчистить пространство для абсолютного фаворита, которым является ДТЭК. То есть, именно для того, чтобы обеспечить ей минимальный уровень затрат при максимальных доходах, государство готово вывернуть наизнанку общепринятый ход дел: сначала определить победителя игры и лишь потом сообщить о правилах, по которым она состоялась.

Между тем, эксперты подчеркивают, что ежегодные потери госбюджета, превышающие 1 млрд. грн. — это лишь незначительный штрих в общей картине того чудовищного урона и тех катастрофических рисков, которым уже подвергается вся экономика страны. Ведь все производственные цепочки, а значит — и все категории потребителей, оказываются в зависимости не от объективных рыночных факторов, корректируемых грамотными решениями правительства, а от произвола одной бизнес-империи у которой власть идет на поводу.

“Ни в одной стране мира ни одна компания не владеет таким количеством имущества, как СКМ. С экономической точки зрения это совершенно недопустимо. Ведь если эта империя посыплется, вместе с ней рухнет и вся Украина. И, поскольку речь идет об энергетике, на которую завязаны все, появление каких-либо серьезных проблем у ДТЭК просто спровоцирует всеобщий коллапс”, — подчеркивает первый заместитель председателя Специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации Александр Бондарь. К тому же такая ситуация вызывает недоумение и вопросы у Европейской энергокомиссии, которые остаются без ответа, подрывая авторитет страны и увеличивая уровень недоверия к украинским компаниям.