Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/analytics/Ah_ti_merzkoe_steklo.html?print

Ах ты, мерзкое стекло!

Олег КАЛИТА 18:50 28 декабря 2019 года
Смерть печатной версии “Зеркала недели” — это все-таки не про “переход от бумаги к цифре”. Просто жанр “стенгазеты олигархов”, где мы журим Витю и сдержанно гладим по лысой макушке Сережу, теряет былую популярность у ключевой аудитории — украинских бэби-бумеров. Им уже давно ясно, кто виноват и что делать, но влом. Ведь в силу естественных причин они уже стоят на пороге вечности, с интересом всматриваясь в пустоту.

Приспосабливаться к более юной аудитории “Зеркало” не хотело. Да, наверное, в силу объективных причин уже и не могло. Для этого нужно было бы переосмысливать газету, и, соответственно, тщательно отбирать тех людей, которые ее делают (“мы же одна семья, как же так можно!”), а самое главное — потихоньку передавать бразды правления молодежи. Украинские бэби-бумеры, и которые делали “Зеркало”, и которые незримо стояли у нее за спиной, помогая связями и копейкой, — так не умеют. Как люди, выжившие в эпоху первоначального накопления капитала, они обречены вцепиться в свое детище (“здобули!”) и с героическими песнями, перемежающимися отборным матом, идти на дно.

Сама история газеты — это наглядное пособие по эпохе построения кумовского капитализма в отдельно взятой стране. Чего стоит история о том, как семья Мостовых оставила с носом американского соинвестора, пытавшегося продать пакет акций газеты Павлу Лазоренко. А годовая эпопея с переговорами о вхождении в “Зеркало” Рината Ахметова? Именно так, лавируя и уклоняясь от столкновения с чересчур большими массами дерьма, “Зеркало” протарахтело четверть века.

Очевидно, функционируя в подобной жиже, было довольно сложно не замазаться. Как вспоминает один бывший финансовый журналист:

От газеты два впечатления.

1. Детский восторг, когда начал ее читать в 1997-м — длинно, много и интересно.

2. Детское разочарование в 2003-м, когда оказался в медиях, шли корпоративные войны за ЦГОК, пиар-бюджеты соответствовали и опережали, и на одной полосе ЗН, рядом друг с другом, были два текста — один о том, какой плохой Ахметов (один из воюющих), другой о том, какой плохой Коломойский (второй из воюющих). Первый о том, почему ЦГОК нужно дать ИВК, второй о том, почему ЦГОК нужно дать РЛА.

Что интересно, оба текста написал один и тот же автор).

Потому, при всем восторге, сейчас хочется произнести фразу из анекдота: “Что, поручик, деньги закончились?”

Отсылка к анекдоту не случайна, ведь в нем как назло фигурирует полковник. Проект под условным названием “первый непроходной” каждый предвыборный цикл хоронил у ключевой аудитории остатки надежды на независимость и незаангажированность некогда самой влиятельной газеты страны. 

Даже на похороны печатной версии “Зеркала” пригласили отборную команду плакальщиц, которую понтов ради возглавили сразу два олигарха: один — еще действующий, второй — уже бывший. В последнем печатном выпуске “ЗН” Константин Григоришин требует от Украины срочно двигать в постмодерн. Константин Иванович, так если “откинувшая лыжи” газета представляет вас как президента международной Лиги плавания и кандидата физико-математических наук, а не как крупного бизнесмена, который несмотря на поддержку власти потерял за последнюю пятилетку практически все значимые активы, мы получается в нем уже живем.

Не отстает от бышего коллеги и зять Леонида Кучмы. Пинчук требует срочно интегрировать Украину в Европу. Честно говоря, читали мы эту публикацию с некоторой опаской. Ведь три года назад, аккурат после католического Рождества, Виктор Михайлович уже публиковал статью о необходимости любой ценой идти в ЕС. Например, наплевав на захваченный Россией Крым. Но в этот раз обошлось. Видимо, аудитория “Зеркала недели” так и не стала вровень по широте взглядов с читателями The Wall Street Journal. И теперь уже точно не судьба.

В 2017 году на День незавимости главный редактор “Зеркала недели” Юлия Мостовая писала: “темнее всего перед рассветом. А я знаю, что он начнется еще в этом десятилетии. Не спрашивайте, — откуда. Просто знаю и все”. И это, возможно, лучшая эпитафия для печатной версии “Зеркала”, финальный выпуск которой появился сегодня, в последнюю субботу этого десятилетия.